Перед вами новый отчет по итогам второго квартала и всего первого полугодия 2023 года на edtech-рынке от команды Smart Ranking.
Собрав рейтинг и проанализировав результаты во втором полугодии, мы наблюдаем нетипичную для рынка динамику. Начиная с ковидного 2020 года, на который и пришелся всплеск развития российского edtech, каждый квартал рос относительно предыдущего. В 2022 году по понятным причинам рынок серьезно просел во втором квартале (из-за этой низкой базы сейчас мы видим годовой рост по всем направлениям), но уже к третьему восстановился, несмотря на объявленную мобилизацию в сентябре. В этом же году нет очевидного объяснения, почему второй квартал упал относительно первого. При этом мы не говорим о том, что рынок начинает падать. Как мы неоднократно подчеркивали в СМИ и в данном отчете, вероятнее всего, в условиях некоего затишья и «черных лебедей» (относительно бурного на события 2022 года) стала больше проявляться сезонность, то есть снижение активности потребителей в конце весны и летом. Но уже сейчас, в середине сентября, когда выходит этот отчет, участники рынка уверенно говорят о восстановлении продаж. И мы по-прежнему верим, что при нынешних темпах отрасль может перевалить за 100 млрд рублей по итогам года.
Кстати, чтобы отслеживать динамику рынка, мы ввели собственный Индекс российского edtech-рынка, который основан на суммарной выручке 100 крупнейших компаний. Вы всегда можете найти его значение и посмотреть историю на нашем сайте edtechs.ru. (подробнее на стр. 24).
Стагнация или нет, но участники рынка ДПО, особенно лидеры, активно ищут альтернативу IT-профессиям. Открывают новые курсы совместно с вузами, запускают платформы для программ по высшему образованию, развивают направление СПО и т.д. Небольшие же компании опасаются, что государство подомнет под себя эту отрасль в ближайшем будущем, и занимаются освоением новых рынков. Но при этом именно сейчас, уже во втором полугодии, мы видим большое количество неудачных кейсов выхода российских фаундеров в другие страны и регионы. Похоже, перенести продукт и экспертизу на развивающиеся рынки с низкой платежеспособностью населения и свести юнит-экономику игрокам оказалось сложнее, чем они ожидали..
Мы продолжаем исследовать нашу любимую сферу, рассказывать о трендах и открывать новые компании. К этому выпуску количество компаний, чьи данные участвуют в анализе, выросло до 155, в топ‑100 вошли семь новых участников.