Суммарная выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний России за I квартал 2024 года составила около 33 млрд рублей, что на 22,5% выше, чем за аналогичный период прошлого года. Происходит ожидаемое замедление роста edtech-рынка по мере его зрелости. Многие компании говорят о негативном влиянии общих экономических факторов, таких как кадровый голод и высокая стоимость кредитов.
Неожиданным стало выравнивание динамики ДПО и детского образования (на уровне около 27-28z%), притом что все последние полтора года детское росло быстрее. Однако, достигнув примерно того же объема, что и ДПО (на уровне 11 млрд рублей за I квартал), динамика детского сегмента замедлилась, и его доля по-прежнему остается ниже, чем у ДПО. Участники рынка детского образования отмечают снижение конверсии и растущую проблему дефицита педагогов.
Платформы и разработчики образовательного ПО продолжают бить рекорды роста, на сей раз он составил больше 70%. У этого целый ряд разных причин с учетом фрагментированности рынка: уход зарубежных участников, рост инфобизнеса, цифровизация государственной системы образования.
На мировом рынке:
ИИ не помог, падение инвестиций в edtech продолжается. Проектам на ранних стадиях удается привлекать средства, но суммы инвестиций снижаются.
Последствия завышенных ожиданий от роста edtech-рынка докатились до США, где один из крупнейших игроков edtech-рынка в сегменте высшего образования оказался на грани разорения.
Европейский edtech все больше движется к тому, чтобы встраиваться в государственные системы образования, хотя это и означает работу на ограниченных локальных рынках.
Много новостей приходит с рынка MENA, особенно из Саудовской Аравии. Также Китай, похоже, отходит от последствий кракдауна некоторые компании возобновили рост, продавая уже не курсы на B2C-рынке, а технологии и контент.
Рейтинг edtech-компаний составляется с 2019 года. Его цель — охватить крупнейшие российские частные компании, работающие на рынке онлайн-образования. Ежеквартальный сбор и анализ данных позволяет сделать множество актуальных выводов о развитии рынка — его объемах и динамике роста, соотношении сегментов, расстановке сил между отдельными игроками, перспективности отдельных форматов и моделей, потребительском поведении и т. д.
При составлении рейтинга анализируются финансовые показатели компаний, чья деятельность находится на стыке образовательных услуг и технологий. В основном это онлайн-школы. Кроме того, в рейтинг вошли разработчики программного обеспечения в сфере образования. Позиция в рейтинге определяется по размеру выручки за указанный период, информация о которой предоставляется участниками. В случае отсутствия данных или сомнениях в их достоверности используется сервис "Контур.Фокус", а также собственная экспертная оценка Smart Ranking.