Уважаемые коллеги!
Мы продолжаем следить за российским fintech-рынком, составляя ежеквартально рейтинг крупнейших компаний и анализируя эту выборку.
I полугодие 2024 года прошло под знаком ожидания повышения ключевой ставки Центробанком России. 26 июля регулятор поднял ее до 18%. Отсюда — ажиотажный спрос на потребительские кредиты и ипотеку, а также общее замедление fintech-рынка от квартала к кварталу. Тем не менее, в годовом выражении сектор показывает небольшой рост — 10,5%. Представляем вам обзор fintech-рынка России за I полугодие 2024 года: исследование тенденций, вызовов, инвестиционного климата, его структуры и динамики. Вместе с участниками рейтинга мы расскажем о том, что повлияло на изменение выручки компаний сектора, и дадим прогноз его развития на II полугодие 2024 года.
Увлекательного изучения!
Команда Smart Ranking
Методика рейтинга
В рейтинг топ-100 вошли 100 крупнейших российских fintech-компаний — представителей следующих сегментов:
платежные сервисы (сервисы транзакций, онлайн-кассы и терминалы, эквайеры);
переводы средств (системы денежных переводов, в том числе валютных);
разработчики и платформы (программы для банков и финансовых организаций);
B2B-сервисы (сервисы для работы с самозанятыми, оплата чаевых, CRM-системы и другие);
кредитование (кредитные, факторинговые и краудфандинговые платформы);
личные финансы (рассрочки на покупки в интернете, приложения для оплаты, электронные кошельки);
системы бухгалтерских расчетов;
финансовые маркетплейсы.
В рейтинг не были включены системы денежных переводов главных российских банков: мы считаем корректным отделять независимые fintech-проекты от интегрированных в банковские структуры, для которых необходим отдельный топ — в нем игроки смогут соревноваться друг с другом на равных условиях. Составляя лонг-лист, мы исследуем данные налоговой отчетности компаний и открытые данные, которые компании публикуют на собственных сайтах и в деловых СМИ. Мы собирали данные о выручке путем анкетирования и интервьюирования экспертов, а также, если данные не предоставлены, с помощью оценки выручки через систему финансовой отчетности «Контур.Фокус» и по данным из открытых источников. Под выручкой мы понимаем общий объем продаж компании в заданный период.