Edtech-компании усиливают присутствие в сегментах высшего и среднего профессионального образования. Помимо совместных программ с университетами и колледжами, на рынке появляются целые экосистемы с собственными колледжами и вузами.
Предпосылки
По данным Smart Ranking, во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — +10%. В условиях замедления игроки ищут новые точки масштабирования и продолжают осваивать сегмент формального образования. Если раньше это были единичные партнерства с вузами и колледжами, то теперь все чаще речь идет о долгосрочных проектах с собственными образовательными организациями.
Влияние на рынок
На рынке появляются новые форматы, в том числе в высшем образовании. ГК IThub открывает университет, ориентированный на выпускников колледжей и вузов. Программы бакалавриата займут 2,5 года для своих студентов и 3,5 года — для выпускников других учреждений. Учебные планы построены вокруг решения реальных бизнес-кейсов, а гибкий график и Центр карьеры позволяют совмещать учебу с работой.
«Рынок образования движется от отдельных курсов к комплексным экосистемам непрерывного обучения (lifelong learning). Наша модель “школа-колледж-вуз”, ориентированная на подготовку специалистов в сфере информационных и креативных технологий с применением бизнес-ориентированной методологии и бесшовными переходами между уровнями образования, — прямой ответ на этот запрос. Запуск университета — логичное развитие нашей стратегии», — отмечает исполнительный директор ГК IThub Кристина Граль.
Skyeng приобрела долю в размере 11% в компании «Образование будущего» (включает университет и колледж) с планами увеличения доли. По словам CEO Smart Ranking Дарьи Рыжковой, «для Skyeng выгода очевидна. Сейчас они покупают по сути лицензию, и нет необходимости строить свой колледж с нуля».
«Фоксфорд» идет по пути создания собственного IT-колледжа с нуля совместно с партнерскими учреждениями. Выпускники будут получать два диплома — государственного образца и о профпереподготовке от «Фоксфорда».
На рынке сохраняются и классические формы взаимодействия: совместные программы магистратуры «Яндекс Практикума» с ИТМО, 13 магистратур «Нетологии» с восемью вузами, магистратура «Сбер.Образования» по ИИ и финтеху, проекты Ultimate Education в СПО