Российские экосистемы закрывают направления с хроническими убытками — прежде всего в foodtech, такси и классифайдах. Высокая стоимость капитала и конкуренция заставляют их концентрироваться на основных окупаемых продуктах.
Предпосылки тренда
Операционные издержки в конкурентных нишах вроде доставки остаются высокими, а маржа — низкой. Поэтому после завершения пандемии часть компаний отказалась от экспериментов в этой области.
Кроме того, бигтехи сворачивают проекты там, где уже есть сильные конкуренты. Например, на рынке классифайдов, где приходится конкурировать с «Авито», HH.ru, ЦИАН. Конкуренция с сильными игроками делает масштабирование без уникального доступа к данным и трафику экономически неустойчивым.
Влияние на рынок
Так, VK последовательно разгружает непрофильные активы. В 2022 году VK передал доставку Delivery Club «Яндексу» в рамках обмена активами и вышел из убыточного агрегатора такси «Ситимобил».
Во время пандемии МТС запустил сервис экспресс-доставки еды: МТС предоставлял IT-платформу, а доставку магазины должны были организовать самостоятельно. Но два года спустя компания свернула проект и отказалась от развития foodtech-направления. Эксперты связали это с тем, что рынок доставки — «красный океан», расти на котором очень дорого.
В 2023 году Ozon хотел выйти на рынок классифайдов и запустил аналог Avito — сервис «Ozon Объявления», но через год закрыл направление. В компании объяснили, что принимая решение руководствовались бизнес-логикой и стратегией развития маркетплейса.
Эксперты прогнозируют, что компании продолжат отказываться от подобных продуктов. «Что касается отказов, то, скорее всего, компании будут избавляться от вертикалей, где нет решающего преимущества в данных или в доступе к потребителям», — считает Мансур Кадимов, генеральный директор Reshape Analytics.
Больше о трендах российского BigTech читайте в отчете.