Сегодня только 12 компаний из рейтинга BigTech 100 являются публичными — среди них «Яндекс», Ozon, VK, Softline, HeadHunter, Positive Technologies, Astra, Whoosh, ЦИАН, Т-Банк, «Диасофт», МТС Банк. Несмотря на это, почти все участники рейтинга по масштабу бизнеса могли бы провести IPO: суммарная выручка топ-100 российских BigTech-компаний достигла 6,7 трлн рублей, увеличившись на 95% относительно 2022 года. Это указывает на нереализованный потенциал роста публичного сегмента в российском технологическом секторе.
Предпосылки тренда
Одним из ключевых барьеров остается высокая ключевая ставка — 18% в России (на момент выхода материала) против, например, 4,5% в США. При таких условиях акции приносят меньшую доходность, чем депозиты. Так, в июле 2025 года, по данным ЦБ, в топ-10 банков ставка по вкладам составляла 16,4–17,9%. Это делает сбережения конкурентом частных инвестиций в акции. На этом фоне компании не спешат выходить на биржу, ограничивая себя внутренними ресурсами для роста.
Недоступность инвестиционных средств подтверждает и статистика: так, в 2024 году всего на российской бирже состоялось 14 первичных размещений, а в I полугодии 2025 года — только одно.
Влияние на рынок
«Мосбиржа» признает, что высокая ключевая ставка и волатильность сдерживают выход компаний на IPO. Ситуация изменится со смягчением денежно-кредитной политики ЦБ, ожидает директор департамента по работе с эмитентами «Московской биржи» Наталья Логинова.
При этом эксперты прогнозируют, что экономика останется сберегательной до тех пор, пока ставка не снизится до 10%.
«Пока ставка не приблизится к 10%, интерес к IPO будет низким. Ограниченность капитала — главная проблема российского бигтеха: выручка «Яндекса» в 25 раз меньше, чем у Google, а капитализация — в 157 раз. Мы вынуждены быть умнее, потому что у нас почти никогда не было возможности просто “залить деньгами” проблему», — считает директор акселератора ФРИИ Дмитрий Калаев.
Больше о трендах российского BigTech читайте в отчете.