Покупатели уходят от оплаты картами к СБП и Pay-кнопкам: они быстрее и требуют от пользователя меньше действий. Игроки fintech-рынка подстраиваются под тренд и добавляют альтернативные сценарии оплаты — от СБП и брендированных Pay-сервисов до новых форматов вроде оплаты через Bluetooth.
Предпосылки тренда
Как объясняют участники рынка, покупатели уходят от оплаты картой, потому что альтернативные способы более бесшовные. СБП и Pay-кнопки не требуют ввода реквизитов: подтверждение проходит в приложении банка биометрией или ПИН-кодом, без лишних экранов. Платеж совершается в привычной среде — в банковском приложении, где проще контролировать списание и видеть пуш-уведомления.
«Комфорт при оплате остается одним из ключевых факторов развития fintech. Сегодня покупатели оценили меньшее количество шагов и скорость оплаты через СБП и Pay-методы, в отличие от банковских карт», — рассказал Дмитрий Поликарпов, исполнительный директор Robokassa.
Влияние на рынок
Fintech-компании фиксируют, что карты используются все меньше: так, доля оплат банковскими картами в Robokassa уменьшилась на 40% в пользу SberPay, «Яндекс Пэй», T-Pay, AlfaPay и других, рассказали в компании.
В ЮKassa также наблюдают тренд на рост альтернативных платежных методов: в 2024 году банковские карты занимали основную долю рынка (50% по обороту и 54% по числу платежей), но в целом оборот этого метода снизился на 23%, а количество оплат — на 17% год к году.
Курс на простоту и бесшовность подталкивает компании к изобретению новых способов оплаты: так, Сбер возродил для россиян оплату iPhone через Bluetooth. За первую неделю после релиза сервисом воспользовались 1,6 млн человек.