ИИ стремительно входит в сферу здравоохранения — в 2025 году medtech-компании делают ставку на виртуальных ассистентов. Участники рынка запускают разнообразные продукты: от чат-ботов для первичного приема до систем моментальной диагностики по изображению с камеры.
Предпосылки тренда
Медицина традиционно сталкивается с тремя системными вызовами: дефицит врачей, бюрократия и высокая стоимость диагностики. ИИ-помощники борются с этими проблемами, разгружая врачей и упрощая постановку диагнозов. Медицинскими чат-ботами уже пользуются 18% россиян, еще 43% готовы попробовать.
Влияние на рынок
В I полугодии 2025 года участники рынка активно запускали ИИ-помощников. Например, SberMedAI представил сразу несколько решений. Первое из них — чат-бот для снижения нагрузки на врача при первичном приеме и ускорении сбора анамнеза. Второй чат-бот помогает пациенту понять результаты его анализов, объясняя их и возможные причины отклонений.
Также, SberMedAI вывел на рынок мультимодального медицинского ассистента GigaDoc, разработанного на основе технологии фотоплетизмографии с добавлением машинного зрения и искусственного интеллекта.
«Система через камеру сканирует человека в течение 15 секунд и выводит на экран 12 витальных параметров состояния здоровья пациента, в том числе риск диабета 2-го типа, уровень холестерина, артериальное давление и другие. В случае наличия отклонений по любому из параметров человек может записаться на прием к врачу или диспансеризацию через QR-код», — объяснил принцип работы GigaDoc Дмитрий Домарев, генеральный директор SberMedAI.
Еще один бренд «Сбера», «СберЗдоровье», активно работает над расширением возможностей ИИ-помощника для мобильного телемедицинского приложения. Теперь он может давать индивидуальные советы по профилактике различных состояний организма, составлять персональные рекомендации по питанию и тренировкам.
«Количество обращений пациентов к этой технологии составило почти 150 тысяч. Эта цифра демонстрирует высокий интерес со стороны пользователей к решению на базе ИИ, направленному на "здоровьесбережение", — объяснил причины обновления ИИ-помощника Денис Швецов, генеральный директор медицинской компании «СберЗдоровье».
В рамках тренда работает и «Lab4U — медицинская лаборатория», которая тестирует своего персонального консультанта, способного формировать индивидуальные программы обследований, питания, тренировок и приема витаминов с учетом образа жизни и целей пользователя. В будущем компания планирует внедрение ИИ-помощника не только в свою инфраструктуру, но и в другие medtech- и wellness-проекты, а также продукты ДМС.
Также, «Lab4U — медицинская лаборатория» внедряет два цифровых ИИ-аватара. Один предназначен для для российского онкологического проекта, другой — для турецкой фармкомпании.
Кроме того, телемедицинский сервис «Доктис» создал голосовых ИИ-помощников и внедрил их в экосистему на рынках России и Бразилии. По словам Сергея Лежнина, генерального директора компании, они выполняют рутинные функции оператора и собирают первичный анамнез перед консультацией врача.