Рынок стабилизируется: рост возобновляется
Совокупная выручка топ‑100 edtech-компаний в I квартале 2025 года достигла 37,6 млрд рублей, показав рост на 16% в годовом выражении. Динамика оказалась выше, чем в IV квартале 2024 года, что может свидетельствовать об окончании тренда на постепенное замедление, наблюдавшегося в течение предыдущего года.
Детский сегмент — главный драйвер
Сегмент детского образования продемонстрировал рост на 31,6%, заняв 38% в совокупной выручке топ‑100. Лидерами роста стали компании, специализирующиеся на подготовке к ЕГЭ и ОГЭ — «100балльный репетитор» и «Сотка».
ИИ — не инновация, а базовая инфраструктура
Edtech-компании массово внедряют ИИ для генерации контента, обработки заявок, персонализации обучения и автоматизации процессов. Курсы по нейросетям — особенно по китайским LLM — входят в число лидеров продаж.
Давление макроэкономики и регулирования
Высокая ключевая ставка привела к росту доли оплат в рассрочку и увеличению дебиторской задолженности. Параллельно проявляются признаки перераспределения онлайн-образования в пользу представителей формального сектора — вузов и ссузов.
Методика составления рейтинга
Рейтинг edtech-компаний составляется с 2019 года. Его цель — охватить крупнейшие российские частные компании, работающие на рынке онлайн- образования. Ежеквартальный сбор и анализ данных позволяет сделать множество актуальных выводов о развитии рынка — его объемах и динамике роста, соотношении сегментов, расстановке сил между отдельными игроками, перспективности отдельных форматов и моделей, потребительском поведении и т. д.
При составлении рейтинга анализируются финансовые показатели компаний, чья деятельность находится на стыке образовательных услуг и технологий.
В основном это онлайн-школы. Кроме того, в рейтинг вошли разработчики программного обеспечения в сфере образования. Позиция в рейтинге определяется по размеру выручки за указанный период, информация о которой предоставляется участниками. В случае отсутствия данных или сомнениях в их достоверности используется сервис «Контур.Фокус», а также собственная экспертная оценка Smart Ranking.
Критерии участия:
компания имеет образовательный профиль и собственную платформу (последнее — для онлайн-школ)
компания имеет российское происхождение;
компания является частной и не относится к структурам государственных вузов.
Принципы сбора данных о выручке и включения в рейтинг:
Компания, соответствующая заявленным критериям, может быть включена в рейтинг в результате собственной подачи заявки или по рекомендации составителей рейтинга, если она попала в зону их внимания.
Всем потенциальным участникам рейтинга рассылается анкета для заполнения.
Заявление о нежелании участвовать в рейтинге не принимается во внимание.
В случае если компания игнорирует запросы о заполнении анкеты или отказывается от участия, данные о выручке оцениваются авторами исследования и отраслевыми экспертами (эти цифры в рейтинге отмечены *).
Предоставленные данные проверяются авторами исследования.
Для многопрофильных компаний приводится выручка только от образовательных продуктов в онлайне. Для бизнес-школ (например, «Сколково») приводится выручка только от онлайн- и blended-форматов.
При проверке данных и оценке во внимание могут приниматься следующие показатели: открытые данные о выручке компании за предыдущий год из системы «Контур.Фокус», информация о трафике на сайте и количестве подписчиков в социальных сетях, заявления руководства компании в СМИ о финансовых результатах или количестве клиентов, динамика роста в сегменте и у компаний аналогов со схожей бизнес-моделью, инсайдерская информация привлеченных экспертов.