Уважаемые коллеги!
Представляем вашему внима нию исследование российско го fintech-рынка за I полугодие 2025 года. В этом выпуске мы традиционно анализируем динамику выручки 100 крупнейших компаний сектора, ключевые рыночные тенденции, инвестиционную активность, а также новые технологические и регуляторные вызовы.
Во II квартале мировой fintech- рынок продемонстрировал умеренный рост, и к концу года может достичь объема $394,88 млрд. Однако глобальный инвестиционный климат по-прежнему остается сложным: объем финансирования в секторе значительно снизился по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. При этом в России рынок показал признаки устойчивости — несмотря на внешние и внутренние ограничения, компании продолжали запуск новых продуктов, адаптировались к изменениям регуляторной среды и повышали операционную эффективность.
Выручка российских fintech- компаний из топ-100 за I полугодие 2025 года составила 129,216 млрд руб лей. Это на 16,3% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В рамках исследования мы подробно рассмотрим ключевые рыночные сдвиги — от подготовки к применению цифрового руб ля до гиперавтоматизации сервисов для малого бизнеса. Отдельное внимание уделено влиянию регуляторных изменений, макроэкономическим вызовам, изменению клиентских предпочтений и новым трендам: персонализированному embedded- финтеху, генеративному ИИ, распространению ЦФА и модели «финансы как услуга».
Увлекательного изучения!
Команда Smart Ranking
В рейтинг топ-100 вошли 100 крупнейших российских fintech-компаний — представителей следующих сегментов:
Компании, которые ранее включались в сегмент «Перевод средств», перенесены в сегмент личных финансов. В рейтинг не были включены системы денежных переводов главных российских банков: мы считаем корректным отделять независимые fintech-проекты от интегрированных в банковские структуры, для которых необходим отдельный топ — в нем игроки смогут соревноваться друг с другом на равных условиях. Составляя лонг-лист, мы исследовали данные налоговой отчетности компаний и открытые данные, которые компании публикуют на собственных сайтах и в деловых СМИ.
Лидеры роста выбирались по формуле Smart Ranking, которая выглядит следующим образом. Относительный рост выручки компании в процентах умножается на поправочный коэффициент, рассчитываемый по формуле:
K = log2 (1 + абсолютный рост компании / медианный рост группы)
Медианный рост при этом рассчитывается применительно к росту в абсолютных значениях (в млн рублей). Таким образом удается избежать эффекта низкой базы: компания должна показать не только рост относительно своих показателей, но и высокий прирост в миллионах рублей относительно медианного значения по всей выборке.
Данные о выручке были получены путем анкетирования компаний, из бухгалтерской отчетности через систему «Контур.Фокус», а также с помощью оценки выручки другими участниками рейтинга и Smart Ranking. Мы благодарим все компании, которые предоставили нам свои данные.