Общая выручка топ-10 крупнейших российских sporttech-компаний за 2022 год составила 714,78 млн рублей. По сравнению с 2021 годом компании показали среднююдинамику 29,8 8%. 7 из 10 компаний упали по выручке год к году в диапазоне от 10 до 52%. Крупнейшие компании рассказали Smart Ranking, почему объем отрасли называют «ничтожно маленьким», как на неё повлиял уход зарубежных компаний и какой поддержки игроки ожидают от государства.SportTech в России: глобальный и локальный контекстОбъем мирового SportTech-рынка к 2027 году по прогнозам составит $41,8 млн со среднегодовым ростом 13,8% — в него входят устройства, умные стадионы, спортивная аналитика, решения для киберспорта. Основным драйвером роста глобального рынка сегодня становятся инвестиции в «пользовательский опыт» — попытки сделать просмотры игр на стадионах и цифровых устройствах наиболее зрелищными. Например, с помощью разработанного в 2022 году шарфа от американской ТНК Cisco организаторы отслеживают эмоциональное состояние болельщиков во время матчей, чтобы лучше понимать взаимосвязи между клубами и фанатами. Или благодаря внедрению технологий AR и VR на стадионах: прямую трансляцию в виртуальной реальности использовали на Олимпийских играх в Токио в 2020-м, чтобы обеспечить 360-градусный обзор для экранных зрителей.Объем же российского SportTech-рынка эксперты называют «ничтожно маленьким»: по данным проекта «Русский спорттех» в 2021 году уровень зрелости сферы в стране был на 4 месте из 10 возможных, где 1 ступень — это нахождение в зачатке, а 10 — положение наравне со странами-лидерами. И без того незрелое состояние отрасли подорвалось с началом СВО: российский рынок под санкциями, многие IT-компании релоцируются. Несмотря напопытки государства в сделать цифровую трансформацию спорта национальной задачей до 2030 года, тот же рынок фитнес-услуг, тесно связанный со SportTech, поподсчетам BusinesStat просел по итогам 2022 года на 13%, а по сравнению с 2019-м — вообще сократился почти на треть. Причины падения — снижение платежеспособности населения и потеря корпоративных клиентов из зарубежных компаний, которые являлись одним из основных драйверов рынка.Тем не менее направлений потенциального развития для SportTech в России множество: сбор больших данных о спортсменах и аудитории, геймификация и виртуализация спортивных пространств, развитие стриминга и «зеленых инноваций», а также, безусловно, импортозамещение ушедших сервисов. По словам основателя проекта «Русский спорттех» и руководителя проектов венчурной компании Startech.vc Марка Лиепинша, в России SportTech как такового в чистом виде почти не существует, однако при этом любые цифровые решения, которые применяются в спорте и спортивных организациях, потенциально можно отнести к SportTech: «Например, если спортивные организации, клубы или атлеты используют какие-то датчики, аналитику, обработку данных, пришедшие из других отраслей, то такие кейсы также можно отнести к спортивным технологиям».По сравнению с постпандемийным 2021 годом, когда сохранялся высокий спрос на digital-продукты на стыке спорта и технологий, а зарубежные партнеры и клиенты были открыты к сотрудничеству, по итогам 2022-го динамика топ-10 компаний ускорилась, общий объем их выручки увеличился на 29,88% год к году. С началом СВО в первом полугодии 2022-го общая выручка компаний показала падение на 15,44%, однако во втором полугодии отрасль начала восстанавливаться — общая выручка топ-10 выросла примерно на 79,30%.Лидером рынка по итогам 2022 года стала wellbeing-компания Fitmost. Выручка от ее продукта — единого абонемента на спорт и заботу о себе, — по оценке экспертов IP Fund, во втором полугодии 2022 года составила около 230 млн рублей. С первого полугодия 2022-го выручка компании выросла на 155,56%, а общая выручка за 2022 год составила 320 млн рублей — на 65,8% больше, чем в 2021 году.«Нам удалось перестроить бизнес с учетом новых условий: мы подключили новые инструменты продвижения, запустили корпоративные продукты для банков и страховых компаний».На втором месте по выручке и на первом месте по росту за год тоже находится wellbeing-сервис — платформа чемпионки России по фитнес-бикини Екатерины Усмановой GymTeam, ориентированный не на профессиональных спортсменов, а на новичков. GymTeam разрабатывает ассистирующую систему для фитнес-тренеров на базе анализа fitness data и алгоритмов CV: она анализирует действия и исходные данные клиента, а затем выводит на экран тренера подсказки, которые позволят корректировать тренировку в прямом эфире.Высокую динамику роста между полугодиями в 2022-м по эффекту низкой базы показала компания SPORTUNIVER — международный образовательный ресурс для подготовки спортсменов: ее полугодовая динамика в 2022 году по эффекту низкой базы составила 122,61%. По словам основателя и генерального директора компании Ярослава Савина, в 2022 году SPORTUNIVER ощутила значительное снижение покупательской способности. Поэтому компания пересмотрела свою линейку продуктов и вышла на рынки дружественных стран, чтобы укрепить свои позиции:«Ниша, в которой представлены мы — спортивное инновационное образование, — только сейчас начинает получать внимание. Мы принесли лучшие мировые практики и видим, что в России есть огромный интерес к развитию у молодого поколения экспертов. К сожалению, еще сильны позиции старых методик и подходов к обучению».Тренды и проблемы российского SportTech в 2022 годуИмпортозамещениеОсвобождение ниш, ранее занятых крупными зарубежными компаниями, дало локальным проектам шанс привлечь их аудиторию и в целом переосмыслить свой продукт. К примеру, проект S10.run получил новые возможности и пользователей с уходом приложения для бега Strava. Компания заместила его на российском рынке, начав обрабатывать треки напрямую с часов и фитнес-приложений.«Здесь для нас освободилось место, но это компенсировалось общей ситуацией неопределенности на рынке и потерей интереса к инвестированию в SportTech-проекты».Иностранные компании не только составляли конкуренцию российским, но и предоставляли решения, которых не было на отечественном рынке SportTech-продуктов. Как отметил гендиректор SPORTUNIVER Ярослав Савин, большинство отечественных спортивных организаций привыкли пользоваться зарубежными наработками, поэтому переключиться на российские аналоги было сложно. В свою очередь Андрей Марков, генеральный директор АО «Мой спорт», убежден, что сложившаяся ситуация выгодна для компаний, которые ранее не могли обойти крупных конкурентов:«У российских разработчиков появились возможности зайти в те ниши, в которые сложно или невозможно было пробиться из-за масштаба мировых игроков».Однако вместе с компаниями-конкурентами ушли и зарубежные спортивные бренды, которые становились своеобразными драйверами рынка благодаря партнерствам с российскими проектами — например, фитнес-приложениями. Александра Герасимова, CEO и кофаундер FITMOST,подчеркнула их важность для локальных компаний:«К сожалению, из России ушли зарубежные спортивные бренды, которые были заинтересованы в коллаборациях с wellness-сервисами ― а это один из ключевых источников дохода. Спортивные бренды создают инновационные решения, рассчитанные на активную молодую аудиторию, и всегда заинтересованы в новых способах привлечения пользователей».Непропорциональный уклон в профессиональный спортПо мнению участников рынка, бóльшее развитие получают технологичные проекты, ориентированные на профессиональный спорт. CEO FITMOST Александра Герасимова отметила, что недостаток финансирования является главной особенностью и болью сферы SportTech в России. Эксперт добавляет, что те проекты, которым все же удается найти инвесторов, в основном связаны с большим спортом: «У нас мало проектов, которые привлекают сколько-нибудь значимые инвестиции и способны масштабироваться. Плюс есть большой уклон в профессиональный спорт, в то время как за рубежом уделяют больше внимания продуктам, которые нацелены на широкую аудиторию».Юрий Строфилов из S10.run акцентирует внимание на том, что из-за невозможности профессиональных спортсменов выступать на международной арене государству стоит обратить внимание на любительский спорт: «Например, сейчас мы видим большой рост результатов в любительских беговых проектах, которые не связаны с министерством спорта или федерацией легкой атлетики».Изменение инвестиционного климатаПока, по словам основателя «Русский спорттех» Марка Лиепиша, российский SportTech находится в неутешительном положении — инвесторы неохотно вкладываются в рынок, так как он очень консервативен и часто зациклен на определённом виде спорта. Тем не менее попытка интегрировать уже имеющиеся технологии из развитых ниш других рынков в SportTech может определить скачок индустрии в будущем, так как больший интерес инвесторов вызовут проекты на стыке разных индустрий:«Основной актив спортивных организаций — фанатская база. Спонсорам они продают данные или дают доступ к большой “тёплой” аудитории, которая ходит на стадионы, смотрит трансляции и покупает мерч. Такие базы могут быть интересны банкам, телекомами, разным экосистемам. Думаю, вложение в SportTech будет также интересно создателям метавселенных — это может создать новых пользовательский опыт спортивных соревнований. Также, возможно, российские корпорации начнут вкладываться в SportTech вследствие трендов на цифровизацию и импортозамещение. Ещё одним важным блоком для вложения может стать спортивная медицина».Для привлечения инвесторов, считает эксперт, фаундерам стартапов нужно больше работать над своими предложениями и доказать, что продукт соответствует рынку и полезен для него.Разрывы цепочек оплаты и снижение покупательской способностиОдной из главных проблем в 2022 году стала приостановка работы Visa и Mastercard. Сохранение зарубежных клиентов стало одной из важнейших задач для компаний, которые вывели свой продукт на международный рынок и собрали лояльную аудиторию. Так, руководители проекта S10.run, 30% клиентов которого находились за рубежом, были вынуждены создать еще одну компанию за пределами России и направлять средства туда.Для проектов же, ориентированных на российский рынок, основной сложностью стало общее снижение покупательской способности, и, как следствие, падение выручки. Однако платить меньше стали не только физические, но и юридические лица — в 2022 году компании неохотно приобретали услуги российских SportTech-игроков.Технологическая неразвитость отрасли и дефицит айтишниковИгроки рынка отмечают, что основным сдерживающим фактором развития отрасли остается высокая нехватка кадров, прежде всего в IT-направлении. Директор компании «Мой спорт» Андрей Марков также выделяет невысокую цифровую грамотность и низкое умение работать с высокотехнологичными инструментами как одну из ключевых проблем сферы: «Отрасль спорта в России на протяжении многих лет вела в основном бумажную работу, а полномасштабное проникновение цифры в нее началось совсем недавно, особенно в государственном сегменте».Чем государство может помочь SportTechПодавляющее большинство опрошенных компаний видит в партнерстве с государством шанс на укрепление позиций в кризисных условиях. Даже те проекты, которые ранее не участвовали в программах государственной поддержки и финансирования, сейчас открыты к такому сотрудничеству.Опрошенные игроки выделили три основных результата, которые SportTech-компании ждут от сотрудничества с государством:Поддержка непрофессиональных спортсменов и их сообществ. По мнению представителей рынка, проекты, ориентированные на массового пользователя, не получают должного внимания и финансирования, так как государство больше заинтересовано в развитии профессионального спорта;Совместная работа над повышением качества услуг и квалификации экспертов; развитие цифровизации спортивной сферы и внедрение новых технологий для массового использования;Все виды взаимовыгодного партнерства с государственными организациями и учреждениями. Например, проект FITMOST пытается подключить к своему фитнес-абонементу государственные бассейны и физкультурно-оздоровительные комплексы. «Кажется, это выгодно всем: бассейны получают возможность увеличить доход, мы расширяем предложение, но при этом мы не можем договориться об этом партнерстве уже несколько лет», — говорит CEO FITMOST Александра Герасимова.Скачать полную версию отчета по исследованию вы можете по этой ссылке.

Subscribe to rating updates and analytics

Check if the email is correct. Failed to create subscription
✅ You have successfully subscribed to updates!

  • FINTECH
  • Рынок бухгалтерского аутсорсинга в России в 2023 году вы…

    • April 10, 2024
  • FINTECH
    • April 10, 2024, 1:39 p.m.
  • Другое
    • April 9, 2024, 12:58 a.m.
  • FINTECH
    • April 10, 2024
  • FINTECH
    • April 10, 2024
  • Другое
    • April 9, 2024
  • MEDtech
    • April 5, 2024
  • FINTECH
    • April 2, 2024
  • FINTECH
    • March 29, 2024
  • HRtech
    • March 28, 2024
  • Proptech
    • March 22, 2024
  • MEDtech
    • March 14, 2024
  • FINTECH
    • March 5, 2024
  • FINTECH
    • Feb. 22, 2024
  • HRtech
    • Feb. 6, 2024
  • Proptech
    • Jan. 22, 2024
  • MEDtech
    • Jan. 22, 2024
  • Другое
    • Jan. 18, 2024
  • FINTECH
    • Jan. 17, 2024
  • Другое
    • Dec. 23, 2023
  • Другое
    • Dec. 22, 2023
  • FINTECH
    • Dec. 21, 2023
  • HRtech
    • Dec. 8, 2023
  • Другое
    • Nov. 22, 2023
  • MEDtech
    • Nov. 2, 2023
  • MEDtech
    • Nov. 2, 2023
  • Voice tech
    • Oct. 25, 2023
  • EDTECH
    • Sept. 14, 2023
  • Voice tech
    • Aug. 28, 2023
  • Voice tech
    • Aug. 21, 2023
  • Voice tech
    • Aug. 17, 2023
  • Voice tech
    • Aug. 11, 2023
  • Voice tech
    • July 20, 2023
  • Voice tech
    • July 14, 2023
  • Voice tech
    • July 10, 2023
  • Voice tech
    • June 20, 2023
  • Voice tech
    • May 23, 2023
  • FINTECH
    • May 11, 2023
  • HRtech
    • April 19, 2023
  • MEDtech
    • April 13, 2023
  • MEDtech
    • March 29, 2023
  • SportTech
    • March 22, 2023
  • MEDtech
    • Jan. 11, 2023
  • FOODTECH
    • Dec. 30, 2022
  • MEDtech
    • Dec. 23, 2022
  • FOODTECH
    • Dec. 22, 2022
  • MEDtech
    • Dec. 15, 2022
  • FOODTECH
    • Dec. 14, 2022
  • Voice tech
    • Dec. 1, 2022
    Добавляю в рейтинги и раздаю отчеты