Подписаться на наш канал в Telegram (откроется в новом окне)

Российский fintech вырос на 31% в начале 2024 года

25 Июль 2024 года
FINTECH
Российский fintech вырос на 31% в начале 2024 года

Объем российского сектора fintech в I квартале 2024 года составил 60,6 млрд рублей — на 31% больше, чем годом ранее. В значительной мере рынок растет за счет импортозамещения, развития маркетплейсов (объем интернет-торговли, по данным профильной ассоциации (АКИТ), в 2023 году увеличился на 28%), а также роста спроса на новые отраслевые решения с автоматизацией оплаты. Об этом говорят данные исследования аналитического агентства Smart Ranking.
 

По сравнению с IV кварталом 2023 года отечественный рынок уменьшился на 5%. Это небольшое падение связано с сезонностью рынка.

Рост и лидеры российского fintech-рынка

Лидер рынка по размеру выручки за I квартал — сервис по переводу денежных средств «ЮMoney», по темпам роста — AK, которая разрабатывает бухгалтерские сервисы (+141%). Наибольшим спросом розничных клиентов в I квартале 2024 года пользовались сервисы альтернативной оплаты, бизнес-клиентов — решения по автоматизации бизнеса.

Все внимание на платежи

Платежные сервисы стали лидерами по росту за I квартал 2024 года в России: его выручка увеличилась на 12,9%. Рост произошел во многом за счет бурного развития альтернативных способов оплаты при поддержке регулятора. 
Год к году больше всего выросла выручка сегмента переводов — она увеличилась на 102%.

 

Что ждет fintech в будущем

По мнению опрошенных экспертов, регуляторика вокруг fintech-компаний продолжит усиливаться, а импортозамещение останется одним из основных драйверов рынка.

«Учитывая продвигаемые регулятором [ЦБ] инициативы, мы считаем, что основные векторы останутся неизменными: это дальнейшая эволюция Системы быстрых платежей, поэтапное внедрение технологий цифрового рубля и открытых API. Важный директивный вектор будет связан с преимущественным использованием отечественного ПО и оборудования», — говорит генеральный директор eKassir Алексей Зотов.

Гендиректор ООО «Первая онлайн бухгалтерия» Никита Константинов ожидает устойчивого роста fintech до 20–25% год к году, в первую очередь за счет внедрения новых отраслевых решений с автоматизацией работы. Такой рост будет обусловлен большим количеством виртуальных или цифровых сотрудников не только у крупного корпоративного бизнеса, но и у среднего и малого бизнеса.


Инновационные подходы к платежам

Встроенные финансы (финансовая услуга на нефинансовом сервисе, например на маркетплейсе), биоэквайринг (оплата покупок с помощью банковского счета, привязанного к биометрии клиента), client QR (QR-коды для пользователей) и пр. — это наиболее растущие сферы fintech. Оплата с помощью QR-кодов и постепенное замещение банковских торговых терминалов набирает обороты, подтверждает CEO платежного сервиса Ckassa Андрей Рычков.

Особенно большой рост спроса переживает технология СБП. В I квартале 2024 года переводами в СБП воспользовался каждый второй житель нашей страны, оплатой товаров и услуг — каждый третий, по данным ЦБ.

Дмитрий Поликарпов, исполнительный директор Robokassa:

«Растет спрос на новые методы оплаты: по частям, в рассрочку, а также без ввода карточных данных. Видим запрос и на автоматизацию продаж, поэтому активно работаем над интеграциями с новыми партнерами.
Отдельно отмечу иностранные карты — существенное влияние на рынок окажут стабильные каналы для их приема».

Маркетплейсы — заметные игроки fintech-рынка


В 2023 году объем интернет-торговли в России увеличился на 28% и составил 6,4 трлн рублей, оценила Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). У DataInsight другие данные: в 2023 году объем рынка розничной интернет-торговли в России составил 7,8 трлн рублей.

 

Алексей Зотов, генеральный директор eKassir:

«Отмечается увеличение fintech-активности маркетплейсов: они самостоятельно запускают кошельки, карты и BNPL-сервисы, замыкая денежную активность клиентов внутри экосистемы».

По данным экспертов, доля e-commerce в общем объеме розничных продаж выросла на 5 п. п., до 19%. Число предпринимателей, торгующих на маркетплейсах, с января по ноябрь 2023 года выросло на 35% по отношению к предыдущему году (аналитический отчет сервиса «Точка Маркетплейсы»). Увеличилась и средняя выручка продавцов, аналитики фиксируют рост на 39%.

Стремительное развитие e-commerce привело к интеграции маркетплейсов в финансовые приложения, а также запуску собственных продуктов, в частности, в сегменте BNPL.

 

Подпишись на обновление рейтингов и аналитику