Топ-20 компаний сферы cargotech (цифровые решения в сфере логистики) заработали за 2023 год 12,7 млрд рублей. Совокупную выручку участников рейтинга оценило агентство Smart Ranking в первом отраслевом отчете по транспортной аналитике.
По оценке Smart Ranking, за 2023 год компании сегмента cargotech совокупно заработали более 12,7 млрд руб., что на 6 млрд руб. больше, чем годом ранее. По оценке Smart Ranking, рынок cargotech таким образом показал рост за год на 89%. Рейтинг описывает примерно 20% игроков рынка. Весь рынок может составлять 50 млрд рублей, согласно оценке Smart Ranking.
Лидером по выручке среди топа-20 компаний стала BIA Technologies. Выручка компании в 2023 году достигла 8,6 млрд рублей, увеличившись на 128% год к году. Компания занимается решениями по оптимизации логистических процессов, в том числе складов. Среди основных заказчиков — предприятия крупного бизнеса из сегмента ритейла, промышленности, АПК, логистики.
На втором месте AXELOT (1,1 млрд рублей, +54% год к году). В сфере деятельности этой компании находятся комплексные решения для малых, средних и крупных транспортных подразделений и предприятий.
Замыкает тройку лидеров петербургская компания ATI.SU (750,8 млн рублей, +21% год к году) – крупнейшая экосистема сервисов для транспортной логистики в России и СНГ, а также биржа грузоперевозок.
По итогам анализа 12 из 20 участников рейтинга cargotech присутствуют в сегменте TMS (Transportation Management System - система управления перевозками). Большая часть игроков предлагает продукты с TMS-системами.
Второе место по популярности разделили три категории: SaaS — облачные решения, CRM-системы — программное обеспечение, основанное на стратегиях взаимодействия с заказчиками (клиентами). и системы управления складом (YMS- и WMS-системы). В этих категориях продукты есть у шести участников рейтига. Часть компаний сочетает решения. Так, SaaS в сочетании с CRM используется, к примеру, компанией KiberLog, основное направление работы которой — работа с документацией и заявками.
На рынке меньше всего представлены решения по управлению товарными запасами (УТЗ), а также комплексных программ (ERP, как правило, на платформе 1С).
Адаптация технологического стека под импортонезависимые составляющие — это и насущная потребность логистов, и приоритет госбезопасности. По оценке опрошенных участников рейтинга Smart Ranking, наиболее привлекательна для импортозамещения ниша WMS- и ERP-продуктов. До февраля 2022 года на российском рынке было много зарубежных вендоров. Пользователи иностранных облачных решений резко столкнулись с риском полной остановки деятельности, и для них переход на российский софт стал особенно актуальным.
«Уход множества поставщиков и внедренцев западного софта мы почувствовали. В первую очередь, конечно, это проявилось в изменениях на входе. К нам начали обращаться компании, у которых уже давно была решена проблема автоматизации логистики, но их либо отключали от централизованного ПО, либо для некоторых компаний использование ПО, произведенного в недружественных странах, стало невозможным принципиально. Например, из-за позиции Минцифры – отметил директор по развитию бизнеса AXELOT Артем Долгих.
Более 60% российских логистических компаний констатируют дефицит операционного персонала в логистике в 2023 году, в особенности среди кладовщиков и комплектовщиков. По оценке Smart Ranking, cогласно всем прогнозам и растущему товарообороту, эта проблема сохранится и в 2024 году. Все это стало толчком для развития отечественных продуктов в cargotech.Так, к примеру, российский интегратор BIA Technologies вывел в 2023 году два новых решения: это сервисы «БИА. Удобная Смена» и «БИА. Помощник логиста».
«В связи с последними тенденциями рынка (импортозамещением, переориентацией транспортных потоков, дефицитом водителей и складского персонала) мы видим увеличение стоимости перевозок и рост спроса на российские системы в сфере логистики», — рассказал Smart Ranking гендиректор компании BIA Technologies Александр Наумцев.
Речь идет о способах транспортировки, при которых в рамках одного договора задействованы два типа транспорта или более. Сегодня этот вид грузоперевозок считается основным на рынке, особенно на средних или дальних расстояниях.Такие варианты для решения транспортных задач для оптимальной укладки грузов стали востребованными в нынешних логистических реалиях. Они развиваются за счет внедрения искусственного интеллекта.
Артем Долгих (AXELOT) отмечает, что комбинаторные решения используются не только для транспортных задач, но и для решения задачи правильной укладки грузов.
На государственном уровне база была подготовлена в 2022 году: в сентябре заработала ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов, через которую происходит документооборот. В 2023 году в системе внедряются новые опции, среди которых возможность использования телемедицинских технологий при заполнении данных о прохождении водителем предрейсового и послерейсового осмотра.
«Средний срок получения документов от перевозчика в среднем по стране сейчас составляет две недели. И от наличия подписанной бумажной копии в офисе заказчика зависит большинство оплат. Если основные грузовладельцы решат принимать документы лишь в электронном виде, перевозчики будут только рады. Представьте водителя 20 тонной фуры, который груженым ездит по небольшому городу в поисках почты, чтобы купить марку и отправить 2 листа бумаги.
Электронный документооборот должен уменьшить сроки оплаты, что сложно для грузовладельцев. Однако рынок авансирования и факторинга растет, поэтому наша компания работает над ускорением этих процессов. И вот в финансировании грузоперевозок блокчейн-технологии находят место гораздо быстрее», – отметил Яков Глущенко, CEO «Карготех».
Такие корпорации, как «Сбер» и «Яндекс» активно развиваются и в сфере логистики. Так, «Яндекс» в 2023 году отчитался о совокупном росте выручки в сегменте электронной коммерции, райдтеха (в эту категорию входят сервисы, связанные с транспортировкой) на 69% в годовом исчислении по итогам III квартала 2023 года, в основном за счет сервисов электронной коммерции. Выручка райдтеха выросла на 46%, отмечает компания в своем отчете.
«Все это влияло не только на наши возможности выполнять свои обязательства, но и на возможности наших клиентов сохранять инвестиционный ритм и выполнять планы по повышению уровня цифровизации», — отметил Артем Долгих (AXELOT).
Подпишись на обновление рейтингов и аналитику