Всего в рейтинг вошло 38 шеринговых сервисов, однако 98% от суммарной выручки приходится всего на 10 из них, которые, по прогнозам Smart Ranking, заработают 92,4 млрд рублей в 2024 году. Сервисы из топ-10, которые представляют сегмент аренды пауэрбанков, продемонстрируют наибольший рост — почти 120% по итогам года. На втором месте по росту будет кикшеринг (около +40%).
Лидером рейтинга стал «Делимобиль» — выручка компании в первом полугодии 2024 года составила 12,7 млрд рублей, что на 46% больше, чем за аналогичный период годом ранее. По прогнозам Smart Ranking, за год выручка компании может превысить 27,4 млрд рублей. В этом году «Делимобиль» расширил географию до 13 крупнейших городов России, число зарегистрированных пользователей каршеринга достигло 10,8 млн. Автопарк компании увеличился на 14,5% и насчитывает более 30 тыс. машин.
«Делимобиль» развивает новые направления, чтобы диверсифицировать бизнес. Отдельный источник дохода — продажа подержанных автомобилей на вторичном рынке. В первом полугодии компания продала 400 таких машин и планирует развить эту услугу в отдельный сервис «Купимобиль». Кроме того, растет B2B-направление: по итогам первого полугодия компания отметила трехкратный рост выручки в этом сегменте.
Второе место в рейтинге занял Whoosh — крупнейший российский сервис кикшеринга и велошеринга. По данным компании, его выручка в первом полугодии 2024 года составила 6,3 млрд рублей (+42% относительно первого полугодия 2023-го). По прогнозам Smart Ranking, она может увеличиться до 13,87 млрд до конца года.
В этом году компания увеличила количество локаций присутствия с 53 до 60 городов. Количество поездок выросло на 42% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года и составило 126,8 млн. Количество регистраций возросло на 36%, до 26,6 млн.
Компания с 2023 года активно развивается на международном рынке, в регионе LatAm. На данный момент сервис работает в Перу, Чили и Бразилии, где в ближайший месяц откроется в крупнейшем городе страны Сан-Паулу. Драйверы компании — географическая экспансия, рост количества поездок и увеличение численности флота — он вырос на 42% с прошлого года.
«Яндекс Драйв» — второй по размеру сервис каршеринга в России, по оценке Smart Ranking, его выручка составила 6,4 млрд в первом полугодии текущего года. «Яндекс Драйв» работает в пяти крупных городах России. На конец 2023 года автопарк составлял порядка 21 тыс. автомобилей. Компания активно развивает свои IT-решения, включая системы управления автопарком, алгоритмы динамического ценообразования и анализ пользовательского спроса — это позволяет предлагать клиентам гибкие и удобные условия аренды. Отдельное внимание уделяется интеграции сервиса с другими продуктами экосистемы «Яндекса», такими как «Яндекс Навигатор» и «Яндекс Платежи».
Четвертое место закрепилось за каршеринговым сервисом «Ситидрайв» — по оценке Smart Ranking, в первом полугодии 2024 он заработал 6,1 млрд рублей. На конец 2023 года автопарк компании составлял 15 тыс. автомобилей. Сервис функционирует в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и с этого года в Екатеринбурге.
Среди новых направлений развития — запуск сервиса классического проката автомобилей «Ситидрайв Рент», что позволяет клиентам арендовать автомобили на более длительные сроки с ключом и без брендирования, а также дает возможность выкупа автомобилей, взятых в долгосрочную аренду.
Замыкает пятерку лидеров «МТС Юрент», который, по оценке Smart Ranking, в первом полугодии заработал 3,05 млрд за кикшеринговое направление (годовой рост — 67%). Сервис увеличил свой парк в 2024 году на 60 тыс. новых устройств — до 150 тыс. самокатов. Также «МТС Юрент» запустил электровелосипеды и представил модель электросамоката собственной разработки «Юрент 2.0».
Географическая экспансия — главный драйвер роста сервиса: представленность «МТС Юрент» выросла со 148 до 175 городов и локаций в России, в том числе самокаты сервиса появились в шести новых городах-миллионниках. Количество поездок сервиса за 9 месяцев выросло на 64% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Сервис известен прежде всего арендой электросамокатов и велосипедов, но в апреле 2024 года компания расширила спектр услуг и запустила сервис аренды пауэрбанков.
Рост сегмента аренды пауэрбанков
Аренда пауэрбанков стала самым быстрорастущим направлением в шеринговой экономике. Лидер в этом сегменте, занимающий более 70% рынка, — «Бери Заряд!». В 2024 году выручка компании вырастет двукратно — до 3,6 млрд рублей, прогнозируют в сервисе. Сеть аренды зарядных устройств от «Бери заряд!» расширилась до 40 тыс. станций.
В «Бери Заряд!» на октябрь 2024 года зарегистрировано более 5,6 млн пользователей — вполовину больше, чем год назад. В мае 2024 года компания провела pre-IPO-размещение: за счет него удалось привлечь более 750 млн рублей за три дня. Эти средства планируется инвестировать в расширение сети станций и улучшение сервиса.
В сегмент шеринга зарядок заходят новые игроки: весной этого года заработал сервис от «МТС Юрент». Меньше чем за год с момента запуска количество станций с пауэрбанками «МТС Юрент» превысило 10 тыс. Это позволило ему стать вторым игроком по количеству станций на быстрорастущем рынке пауэрбанков. По оценкам Smart Ranking, выручка «МТС Юрент» от шеринга пауэрбанков составит около 550 млн рублей в 2024 году. Компания активно развивает сеть станций аренды пауэрбанков за счет наращивания числа партнеров среди крупных сетей в HoReCa и ретейле: например, среди них появились «Азбука вкуса», Coffee Like, «Дикси», Stars Coffee и другие.
Среди драйверов сегмента — интерес крупных компаний к пауэрбанк-шерингу и увеличение аудитории за счет роста рынка, сообщает Степан Ермаченков, сооснователь и коммерческий директор сервиса аренды пауэрбанков «Бери заряд!». В «МТС Юрент» добавляют, что рынок растет благодаря разнообразию гаджетов у людей и интеграциям пауэрбанк-шеринга в крупные экосистемы.
У человека сегодня в среднем три устройства, которые необходимо заряжать (смартфоны, наушники, часы), поэтому ниша будет расти и активно развиваться, прогнозируют в «МТС Юрент». Для большинства заведений общепита зарядные устройства в аренду уже стали необходимой услугой.
Второй драйвер — интерес экосистемных игроков и включение пауэрбанков в экосистемные подписки.
«Мы видим хорошую синергию пауэрбанк-шеринга с сервисом аренды самокатов, пользователям привычно арендовать разные устройства в рамках одного приложения: в летний период самокаты дают приток новых пользователей для пауэрбанков, а в несезон, наоборот, зарядки привлекают новых пользователей. Большой потенциал роста аудитории имеет включение сервиса пауэрбанков в подписку крупных игроков, например МТС Premium, — люди получают дополнительную скидку на аренду пауэрбанка в месяц, что мотивирует их попробовать новую услугу, а затем со временем стать постоянным пользователем», — считают в «МТС Юрент».
Наибольшей популярностью шеринг пауэрбанков пользуется в туристических городах и мегаполисах с высоким темпом жизни, считают в компании. Обычно сервисом пользуются те, кто не имеет доступа к розетке или не может находиться рядом с ней продолжительные время.
У кикшеринга высокий потенциал для экспансии. Главные причины: простота масштабирования, меньшие капиталовложения и низкое развитие общественного транспорта в регионах. Лидер этого сегмента Whoosh присутствует в 60 городах России и расширяется за рубежом, в частности в Латинской Америке. У «МТС Юрент» географическая представленность еще шире: 175 городов и локаций в России. В сервисе верят, что потенциально кикшеринг в России может в ближайшие годы охватить до 300 городов.
Каршеринговые сервисы тоже делают ставки на выход в новые локации — так, в «Делимобиле» рассказали, что экономика работы в регионах не менее эффективна, чем в Москве.
«В рамках нашей стратегии мы планируем выходить в 3–5 новых городов ежегодно, это города с населением от 500 тыс. человек и выше — таких в России более 30», — сообщает компания «Делимобиль». При выборе новых городов в компании используют многофакторную модель, которая оценивает перспективность каждого города по 30 параметрам. В первую очередь смотрят на социально-экономические факторы и развитость транспортной инфраструктуры городов, интерес к сервису, отметили в компании.
Тем не менее в «Делимобиле» считают, что каршеринг находится на начальной стадии развития даже в крупных регионах и проникновение сервиса еще далеко до целевого.
Среди каршерингов в новые города заходят и другие игроки: так, к примеру, «Яндекс Драйв» и «Ситидрайв» с этого года заработали в Екатеринбурге.
Все чаще пользователи совмещают использование шеринговых сервисов и поездки на личном или городском транспорте. Например, водители доезжают до перехватывающих парковок на своих машинах, а затем пересаживаются на арендованные самокаты. Это позволяет экономить время и избежать сложностей с парковкой в центре города, считают в Whoosh.
В компании в принципе отмечают, что рост числа «транспортных» поездок — главный драйвер индустрии кикшеринга.
«Абсолютное большинство пользователей используют электросамокат в качестве транспорта последней мили, то есть начального и финального участка пути. Например, от дома до метро или от метро до офиса. По статистике, больше 80% поездок совершается именно по транспортному сценарию, а не по прогулочному», — сообщает Дмитрий Чуйко, основатель и генеральный директор Whoosh.
Заммэра столицы по вопросам транспорта Максим Ликсутов также сообщает о высокой степени интеграции: «Велопрокат стал полноценной частью московского транспорта — более 80% поездок на арендованных велосипедах совершается с транспортной целью».
Тренд на глубокую интеграцию кикшеринга с системой общественного транспорта подтверждает и Алексей Смирнов, директор по развитию компании «STEP. Транспортные решения».
«Статистика показывает, что 80% активных пользователей регулярно комбинируют поездки на самокатах с другими видами транспорта. Это привело к значительному улучшению транспортной доступности в российских городах — в среднем на 18%, с рекордным показателем в Краснодаре, достигшим 52%», — отмечает он.
По его словам, бум кикшеринга связан именно с тем, что во многих городах система общественного транспорта была недостаточно развита и самокаты успешно заместили недостающие сервисы.
Впрочем, тренд касается не только кикшеринга — в «Делимобиле» также сообщили, что пользователи часто комбинируют каршеринг с другими видами транспорта.
Компании рассказывают о растущем спросе со стороны бизнеса. Так, B2B-направление в «Делимобиле» показало по итогам первого полугодия трехкратный рост выручки год к году.
В услуги для бизнеса входит корпоративный каршеринг (оплата каршеринга для сотрудников) и долгосрочная аренда машин компаниями. На каждый из этих сегментов приходится примерно по половине объема выручки каршеринга для юридических лиц. В компании отмечают, что B2B-направление приносит дополнительную аудиторию, увеличивает частоту использования парка и доход.
«Мы видим потенциал дальнейшего роста спроса на B2B-каршеринг в регионах России и усиления проникновения в крупных городах — как за счет более низкой стоимости каршеринга по сравнению с другими форматами корпоративного транспорта, так и за счет легких и удобных цифровых решений, которые мы предлагаем, — от управления лимитами до документооборота, все происходит онлайн», — прогнозируют в «Делимобиле».
Развивают B2B-направления и игроки в области кикшеринга. В «МТС Юрент» летом рассказали о запуске каргобайков — грузовых электровелосипедов для доставки. В компании не раскрывают объем выручки этого направления, но верят в его перспективы. Уже сейчас рынок курьерского транспорта насчитывает 10–15 тыс. велосипедов в России, а на горизонте 3 лет он достигнет 50 тыс. При этом будет ужесточаться регулирование, расти качество сервиса и повышаться цена на курьерский транспорт, поэтому курьеры будут активнее именно арендовать, а не покупать устройства. К тому же в отличие от самокатов курьерские электровелосипеды используются круглый год, что позволяет снизить фактор сезонности.
О росте интереса крупных компаний к пауэрбанк-шерингу рассказали в «Бери заряд!» и «МТС Юрент». В последнем отметили, что шеринг зарядок уже вышел за пределы привычного сегмента HoReCa и повсеместно появляется в продуктовом ретейле.
«”МТС Юрент” уже встал в такие сети, как “Азбука вкуса”, “Вкусвилл”, “Дикси”, и ведет переговоры с рядом других крупных сетей, — говорит Николай Богатищев, гендиректор «Городских зарядок» (партнер пауэрбанк-шеринга «МТС Юрент»). — Люди, арендующие пауэрбанки, проводят больше времени в магазинах, что положительно влияет на средний чек ретейлеров. Это мотивирует бизнес устанавливать зарядные станции для привлечения покупателей».
Еще одним перспективным направлением для развития являются спецтарифы для курьеров, говорит Богатищев. У курьеров, как правило, смартфоны со слабыми аккумуляторами, и им часто приходится пользоваться арендными паэурбанками.
В 2024 году выдачи автокредитов несколько раз обновляли исторические рекорды: например, в феврале объем займов превысил 171 млрд рублей, а в июле — 197 млрд рублей. Каршеринговые сервисы, чувствуя спрос на б/у автомобили, запускают свои альтернативы автокредитам. Так, с октября этого года у пользователей «Яндекс Драйва» появилась возможность выкупать автомобили, взятые в долгосрочную аренду. Первоначальный взнос при этом не нужен, оплата списывается ежемесячно равными платежами. Обслуживание, страховку и ремонт на время аренды сервис берет на себя. Время на выкуп — от 1 года до 4 лет с момента аренды. В «Ситидрайве» тоже добавили такую опцию.
Продает подержанные автомобили и «Делимобиль». Компания предлагает к продаже те авто, которые используются в парке в течение 6 лет. В первом полугодии этого года удалось продать около 400 автомобилей. Как было упомянуто выше, теперь это направление выделят в отдельный сервис «Купимобиль».
Такой выход за рамки аренды автомобилей объясняется тем, что автопарки, которыми владеют каршеринги, — это растущие в цене активы, и компании ищут способы их использовать.
«Наш парк является валютным хеджем — покупая автомобиль, мы фиксируем стоимость машин в рублях. Структура рынка автомобилей в России сейчас во многом зависит от импортируемых автомобилей, а валютный курс является одним из компонентов ценообразования на нем. Сейчас растет цена не только на новые машины, но и на подержанные, поэтому наш парк является активом, который растет в цене», — рассказывают в «Делимобиле».
Все больше людей переходит от концепции владения к концепции использования ресурсов по мере необходимости. Это глобальное изменение в сознании связано с экологическими вызовами, стремлением к мобильности и снижением затрат на содержание имущества, считает Александр Чулок, д.э.н., директор Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Пользователи осознают, что владение вещами не всегда нужно, а аренда часто оказывается выгоднее. Такой подход способствует популярности шеринговых сервисов, которые предлагают доступ к нужным ресурсам, не обременяя пользователя заботами о владении.
Усиление внимания к экологическим вопросам и устойчивому развитию также оказывает влияние на шеринговую экономику, дополняет Александр Чулок. Как показывает совместное исследование «Делимобиля» и исследовательского центра НАФИ, 56% пользователей каршеринга готовы отказаться от личного авто для экономии и заботы об экологии.
Законодательные ограничения и регуляторные барьеры
Законодательные ограничения становятся барьером для развития шеринговых платформ. В большей степени это касается кикшеринга — этот сегмент рынка еще молод, и регулирование в его отношении динамично. Так, Алексей Смирнов, директор по развитию компании «STEP. Транспортные решения», считает, что кикшеринг по темпам роста выходит на плато и отчасти это связано именно с законодательным регулированием.
«Введение ограничений на парковку в центральных районах некоторых городов, таких как Санкт-Петербург и Пермь, а также требования по обязательной установке номеров на самокаты создают определенные сложности для операторов. Однако индустрия демонстрирует способность адаптироваться к новым условиям», — полагает он.
Санкции и высокая ставка
Шеринговые компании оценивают влияние макроэкономических факторов по-разному. Так, в «Бери Заряд!» сообщили, что санкционная политика усложняет поставки оборудования, взаимодействие с партнерами, в том числе в части маркировки партнерской рекламы. Отмечают и негативное влияние налоговой нагрузки.
В «МТС Юрент» отметили, что в основном перемены так или иначе связаны с импортом из других стран. Однако влияние на бизнес это не оказывает: все поставщики компании — из «дружественных» государств, что позволяет вести бесперебойный процесс поставки оборудования.
«Кроме того, пауэрбанки “МТС Юрент” — бизнес, который совмещает в себе офлайн и онлайн. На цифровой части макроэкономические условия или изменения в законодательстве также не сказались — мы самостоятельно разрабатываем продукт и софты», — добавляют в компании.
В Whoosh также отметили, что легко адаптируются к новым условиям, в том числе инициируют программу локализации производства.
Хотя компаниям и приходится перестраивать работу под давлением санкций, сложившаяся в России экономическая ситуация (жесткая кредитно-денежная политика и высокая инфляция) повышает спрос на шеринговые услуги, считают эксперты. По словам Романа Саулина, основателя сервиса хранения Qeepl, в условиях инфляции и роста цен на товары и услуги потребители предпочитают не приобретать вещи, а брать их во временное пользование.
Кибербезопасность и уровень цифровизации
Директор Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Александр Чулок отмечает несколько вызовов для развития шеринга. Первый из них — вероятные утечки данных. Шеринговые платформы должны гарантировать надежную защиту данных и минимизировать риски кибератак. Это становится важной частью шеринговых услуг, поскольку сбор и анализ данных помогают улучшить качество предложений, но также увеличивают вероятность утечек.
Другой барьер — недостаточная цифровизация. По словам Александра Чулка, несмотря на растущее использование шеринговых платформ, в некоторых регионах остается проблемой низкий уровень цифровой грамотности. Согласно данным ежегодной всероссийской акции «Цифровой диктант», в таких регионах, как Республика Тыва, Республика Алтай и Чукотский автономный округ, разница со средним уровнем цифровой грамотности по РФ достигает почти двух баллов по десятибалльной шкале, а в СКФО ни один регион не показывает уровень цифровой грамотности выше среднего. Пользователи, незнакомые с современными цифровыми технологиями, испытывают трудности с применением мобильных приложений и онлайн-сервисов — это ограничивает распространение шеринг-экономики. Кроме того, отсутствие доступа к стабильному интернету или современным устройствам в ряде населенных пунктов также является серьезным препятствием для полноценного внедрения шеринговых сервисов. Согласно исследованию американской компании Ookla, в России на 23% охваченных сотовой связью территорий отсутствует 4G-покрытие.
Участники рынка и эксперты смотрят на развитие индустрии оптимистично. Что касается сегмента аренды портативных зарядок, то в «Бери Заряд!» ожидают удвоение рынка в ближайшие два года. Тем не менее компания не исключает введение новых санкций и ограничений, под которые бизнес должен будет подстраиваться. В «МТС Юрент» ссылаются на прогноз, по которому пауэрбанк-шеринг может вырасти до 20 млрд рублей до 2027 года.
В кикшеринге драйвером роста станет увеличение числа поездок: по прогнозам, к 2026 году общее количество поездок может составить 486 млн.
«Растущая потребность в эффективной мобильности обусловливает дальнейший рост индустрии. В ответ на это мы будем увеличивать парк, географию присутствия и плотность покрытия в городах», — рассказывает основатель и генеральный директор Whoosh Дмитрий Чуйко.
«Дальнейший рост шеринга будет лежать в плоскости развития мультимодальности сервиса — это возможность арендовать различные транспортные средства (не только самокаты, но и велосипеды и другие устройства) и использовать дополнительные городские сервисы, например пауэрбанки. Людям важен выбор наиболее удобного решения для их транспортной или иной задачи в конкретный момент времени, — отмечает генеральный директор «МТС Юрент» Иван Туринге. — Жители крупных городов стремятся экономить время, и поэтому сервисы шеринга, которые им помогают в этом, будут продолжать кратно расти».
Алексей Смирнов, директор по развитию компании «STEP. Транспортные решения», считает, что у кикшеринга хорошие перспективы, несмотря на то что рынок постепенно выходит из фазы взрывного роста, а сами сервисы сталкиваются с рядом вызовов, включая сезонность бизнеса, случаи вандализма и необходимость постоянного обновления парка самокатов. По его словам, этому способствует и экономическая эффективность: исследования показывают, что каждые 1,5 доллара инвестиций в велопешеходную инфраструктуру приносят городу около 20 долларов отдачи.
В «Делимобиле» прогнозируют дальнейший спрос на B2B-каршеринг.
Рост шеринговой экономики в целом продолжится — особенно в крупных городах, где такие услуги уже стали частью привычной жизни, делает прогноз Роман Саулин, основатель сервиса хранения Qeepl. Он также предполагает, что в ближайшие годы могут активно развиваться новые направления, связанные с подписками на бытовые товары, а также аренда специализированного оборудования для бизнеса.
Подпишись на обновление рейтингов и аналитику
Все о трендах в IT-бизнесе на основе данных, полученных из первых рук.
18 ноября 2024, Москва, Россия — Компания Лидеры изменений подводит итоги первого «Рейтинга Лидеров изменений». …
Теперь вы будете получать наши обновления на почту.
Но для быстрого потребления есть и короткий формат!
И каждую неделю получайте выжимку самых интересных трендов и инсайтов из всех исследований.