На рынке онлайн-образования «черная пятница» окончательно перестала быть акцией на один уикенд. В 2025 году многие школы держали скидки почти весь месяц — это необходимо, чтобы поддержать спрос на такие предложения на фоне скепсиса к акциям и замедления рынка edtech.
Предпосылки тренда
В целом, интерес россиян к скидкам в «черную пятницу» невысок: в 2025 году только 13% опрошенных заявили, что верят в реальное снижение цен во время распродажи, по данным SuperJob. Лишь 6% покупателей сообщили о намерении делать покупки — это меньше, чем год назад, когда о таких планах говорили 10%.
Потеря интереса к распродажам накладывается на замедление роста рынка онлайн-образования. Традиционно IV квартал приносит онлайн-школам больше всего выручки за счет распродаж и сезонных скидок, поэтому игроки пытаются растянуть момент пикового спроса. Более длительные акции и работа с лояльной аудиторией помогают заработать больше.
Влияние на рынок
Крупные игроки говорят о том, что привязка к концу месяца почти исчезла — на смену ей пришли более длительные сроки.
«Многие конкуренты изменили сроки проведения акции — в России уже практически не сохраняется привязка к конкретной дате, и распродажи растягиваются на две и более недели. Некоторые компании продолжали коммуникацию и 1 декабря», — отметил Илья Левин, руководитель отдела общего маркетинга в онлайн-школе «Фоксфорд».
Похожую картину наблюдают и в EDPRO: там фиксируют не только удлинение акций, но и изменение подхода к скидкам.
«Появилось на рынке больше кампаний с более длительными по срокам акциями. Точно нет провала в скидках: наконец-то прекратился демпинг, и по сути цены конкурентов уже читаемы — от месяца к месяцу понятны и размеры скидок, и возможные дожимы-промо-бонусы внутри. Еще обратила внимание, что были и те, кто обошел акцию стороной: или не выводил информацию о скидке на продуктовых лендингах вовсе, или давал базовую скидку и, наоборот, подчеркивал, что “черной пятницы” у них нет и дело не в скидках, а в качестве продукта», — сказала коммерческий директор Академии EDPRO Кристина Зыбина.
Меняются не только сроки проведения скидок, но и целевая аудитория — школы также сообщили, что действующие клиенты принимают в акции более активное участие. Таким образом, теперь черная пятница воспринимается не как краткосрочная гонка за новыми клиентами, а как месяц прицельной работы с базой.