По данным Smart Ranking, топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году — на 94% больше, чем годом ранее. При этом реальный объем рынка онлайн-образования еще выше: значительная часть обучения проходит вне LMS-платформ, а напрямую в Telegram. Мессенджер стал привычной средой для онлайн-обучения и ключевым каналом продаж в edtech.
Предпосылки тренда
По данным CEO Telegram Павла Дурова, в 2024 году более 70% из 37 млн жителей Узбекистана пользовались мессенджером. «Вся их экономика связана с нашей платформой», — сообщил он в своем Telegram-канале, добавив, что практически у каждого бизнеса в стране есть Telegram-бот или канал. В результате мессенджер превратился в площадку и для онлайн-курсов.
Кроме того, Telegram стал способом преодоления технических барьеров. Несмотря на рост цифровизации, многие пользователи по-прежнему с осторожностью относятся к дистанционному обучению. Telegram, в отличие от специализированных платформ, воспринимается как удобная и знакомая среда.
Влияние на рынок
Формат Telegram-курсов, сочетающих видео, голосовые сообщения, тесты и чаты, становится массовым решением для обучения. Это снижает технический порог входа для пользователей и делает рынок доступным для edtech-компаний и инфобизнеса.
«Активное использование Telegram в edtech — уникальная особенность узбекского рынка. Мессенджер давно популярен среди населения Узбекистана и является одним из основных каналов коммуникации и потребления контента», — подтвердил Александр Кардаш, сооснователь консалтинговой компании Gafurov, Kardash & Partners.
О других трендах edtech-рынка Узбекистана читайте в бесплатном отчете по ссылке.