По данным исследования LiveDigital, детское онлайн-образование сталкивается с устойчивым дефицитом преподавателей, особенно по математике, физике и IT-дисциплинам. Чтобы решить кадровую проблему, edtech-компании развивают реферальные программы, сотрудничают с вузами и другими онлайн-школами, формируют внутренние кадровые резервы и запускают программы переподготовки.
Предпосылки тренда
По словам Алексея Семенова, эксперта компании LiveDigital, ежемесячно найм в edtech составляет 2 500–3 000 преподавателей. Большая часть из них (90%) устраиваются, чтобы вести русский, математику и английский. При этом наибольший дефицит преподавателей наблюдается в точных науках.
«Преподавателей по математике, физике, химии и информатике на рынке недостаточно. Это подтверждается и собственной командной аналитикой, и исследованием таких источников, как Минпросвещение: в заголовках новостей регулярно подчеркивается острый дефицит таких специалистов, особенно в школах малых городов. И дело не в том, что они массово уходят в онлайн — просто сама емкость рынка крайне низкая», — отметила Екатерина Шилко, руководитель маркетинга преподавателей в онлайн-школе Skyeng.
Кроме того, на математику приходится большая доля уроков: в «Тетрике» ее оценивают в 30-40%. «Преподавателей математики на рынке немало, но и спрос на них самый высокий — в итоге их все равно не хватает. По русскому языку найти специалиста проще, по английскому — еще легче. А вот, например, у физики — совсем маленькая доля в уроках. Там и спрос ниже, и учителей надо гораздо меньше, но их все равно не достаточно», — подтвердил Игорь Трахов, директор по продукту в «Тетрике».
Другими причинами кадрового голода авторы исследования называют слабые hard skills многих педагогов и неподготовленность к онлайн-формату, низкую воспринимаемую ценность ставки, рост стоимости привлечения и юридические ограничения (например, необходимость иметь статус самозанятого).
Влияние на рынок
Чтобы утолить кадровый голод, компании усиляют HR-бренд — через органические каналы некоторые игроки закрывают до трети вакансий. Также эффективность показывают реферальные программы: преподаватель может получить вознаграждение в среднем от пяти до семи тысяч, если приведет на работу подходящего сотрудника.
Некоторые edtech-компании начинают сотрудничать между собой: например, игроки из сегмента IT-образования предлагают своим выпускникам трудоустройство в детских школах программирования.
«Снижаем стоимость найма за счет партнерства с образовательными платформами — например, со Skillbox и “Нетологией”. По договоренности, они информируют своих выпускников и студентов о наших открытых вакансиях. Мы принимаем их на стажировки, проектную работу или трудоустраиваем — это позволяет нам быстро находить кандидатов без дополнительных затрат», — отметил Алексей Назаров, руководитель команды подбора в IT-школе «Алгоритмика».
Сервисы для edtech-рынка подключаются к закрытию вакансий: так, платформа LiveDigital запускает проект по переподготовке преподавателей для edtech-школ. В июне 2025 года планируется выпустить 150 педагогов, которые пройдут переквалификацию, чтобы перестроиться на онлайн-формат.