Несмотря на ужесточение условий кредитования, доля оплат онлайн-курсов через рассрочки, кредиты и BNPL («покупай сейчас, плати потом») сохраняется на уровне 25%. Онлайн-школы адаптируются к новым условиям, и преимущество получают те, кто предлагает сразу несколько вариантов гибкой оплаты.
Предпосылки тренда
По данным GetCourse, в I квартале 2025 года школы на платформе заработали 41,3 млрд рублей — на 3,5% меньше, чем годом ранее. Основной спрос смещается в сторону продуктов средней ценовой категории: от 10 до 50 и от 50 до 100 тыс рублей. При этом доля высокочековых программ в общем объеме продаж снижается.
Чтобы сохранить доступность программ, школы все чаще предлагают гибкие способы оплаты — рассрочки, кредиты и BNPL. Дополнительно давление оказывает снижение одобряемости со стороны банков: покупатели не всегда могут оформить классическую рассрочку, поэтому все чаще выбирают альтернативные решения.
Влияние на рынок
В результате доля выручки, проходящей через рассрочки, кредиты и BNPL, сохраняется на уровне прошлого года — около 25%, несмотря на ужесточение условий, рассказали в GetCourse. При этом особенно заметен рост интереса к BNPL
«Сохранить стабильность и высокие показатели одобряемости удается онлайн-школам, которые предлагают своим клиентам не один, а сразу несколько решений для рассрочек. Особое место среди них занимают BNPL-решения, популярность которых, согласно аналитике GetCourse, утроилась за последние два года», — рассказал Сергей Михайлов, основатель GetCourse.
В Prodamus подтверждают тренд. Спрос на покупку обучения не снижается, за I квартал 2025 года спрос на оформление рассрочек остается на уровне прошлого года. «Это подчеркивает, насколько важно edtech-рынку сохранять гибкие платежные решения и в 2025 году», — считают в компании.
Кроме того, в сервисе отмечают продолжающийся тренд на снижение суммы одной транзакции. Школы разбивают большие курсы на несколько ступеней и продают их по отдельности — именно так можно сделать покупку дорогостоящего обучения более доступной для клиентов.