Пандемия ускорила переход россиян в онлайн: покупка через маркетплейсы, доставка еды и товаров стали нормой. Даже несколько лет спустя после локдауна онлайн-покупки сохраняют высокий темп, а e-commerce остается одной из самых быстрорастущих отраслей и занимает 6% выручки 100 крупнейших BigTech-компаний.
Предпосылки тренда
Во время пандемии из-за ограничений в офлайн-торговле доступными оставались только цифровые сервисы: это радикально изменило потребительские привычки. Онлайн-покупки перестали быть разовыми — они превратились в регулярную часть быта. Крупные e-commerce-платформы, стриминговые сервисы и доставка еды стали каналами ежедневного потребления, в том числе у аудитории, которая раньше предпочитала офлайн.
«Пандемия дала толчок развивающемуся рынку e-commerce. Если раньше интернет-магазины специализировались на крупных приобретениях, то вынужденная изоляция показала пользователям, что ежедневные покупки также могут быть оформлены через интернет. Все больше сервисов выходило в онлайн. Предприниматели экстренно учились работать с созданием контента и продвижением онлайн. Помимо этого, уровень проникновения интернета в стране ежегодно увеличивается. Отсюда развитие доставки готовой еды, маркетплейсов и других похожих сервисов и, как следствие, рост интернет-торговли в 2020 году на 70% по сравнению с 2019 годом», — сказала Вера Моденова, операционный директор Flowwow.
Влияние на рынок
E-commerce остается одним из главных драйверов BigTech. По данным рейтинга Smart Ranking BigTech 100, крупнейшие онлайн-ритейлеры продолжают ускоренно расти даже после пандемии: Wildberries увеличила выручку до 657,5 млрд рублей в 2024 году, что на 107% выше, чем в 2022-м, а Ozon показал рост до 615,7 млрд рублей (+122%). Это подтверждает, что пользователи сохранили привычку онлайн-покупок и расширили ее на повседневные категории.
Аналогичная картина наблюдается в доставке и стриминге. Онлайн-кинотеатр Ivi увеличил выручку на 80%, несмотря на восстановление офлайн-кинотеатров, а сервисы вроде «Яндекс.Еды» и «Самоката» укрепились в роли цифровых помощников повседневного потребления.
По словам Веры Моденовой, в 2024 году рынок продолжил расти:
«По сравнению с пандемийным годом рост e-commerce замедлился, но не прекратился. Объем рынка в рублях в прошлом году увеличился на 39%, а количество заказов — на 45%. Это обусловлено снижением среднего чека на 4%, которое вызвано интересом потребителей к более дешевым аналогам. Мы видим это и на примере Flowwow: спрос на товары категорий, несвязанных с цветами, где средний чек ниже, растет. Их общая доля в структуре выручки в 2024 году составила 20% против 10% годом ранее».