Рынок краудлендинга в России развивается на фоне регулирования со стороны Банка России. Участники рынка отмечают пользу от текущих мер. Однако остаются барьеры, которые замедляют рост: налоговый вопрос и статус платформ как ИТ-компаний.
Предпосылки тренда
Федеральный закон о привлечении инвестиций с помощью инвестиционных платформ действует с 2019 года. За это время Банк России создал базу для защиты интересов инвесторов и заемщиков. Исполнительный директор «ФИНИН» Роман Фетисов отмечает положительные изменения: стандартизацию отчетности, возможность работы с цифровыми активами и доступ к системе ЦБ «Знай своего клиента» для оценки рисков.
Несмотря на прогресс остаются проблемы:
Инвесторы вынуждены самостоятельно рассчитывать и уплачивать налоги на доходы. Это усложняет процессы и снижает интерес к платформам.
Операторы платформ не могут получить статус ИТ-компаний, что лишает их налоговых льгот.
Влияние на рынок
Участники рынка считают, что передача функции налогового агента операторам платформ может стать драйвером роста для краудлендинга.
Передача функций налогового агента операторам позволила бы избежать формирования огромного реестра инвесторов (десятки тысяч человек), по которым заемщики должны исчислять и уплачивать НДФЛ, отмечает СЕО JetLend Роман Хорошев. Из-за сотен подаваемых заемщиками деклараций инвесторы часто не могут воспользоваться личным кабинетом в ФНС, так как он не рассчитан на такой документооборот.
«Замедляется работа ФНС, часть инвесторов перестают инвестировать. Сейчас это ограничивает рост инвесторов и заемщиков на платформах», — резюмирует он.
Проблема налогообложения дополняется другим барьером, считает исполнительный директор АОИП Кирилл Косминский: платформы не включены в реестр ИТ-компаний. Это ограничивает доступ к льготам и инвестициям.