Подписаться на наш канал в Telegram (откроется в новом окне)

Маркетплейсы усиливают позиции на рынке

25 Июль 2024 года
FINTECH
Маркетплейсы усиливают позиции на рынке

По данным Datainsight, в 2023 году доля e-commerce в общем объеме розничных продаж в России прибавила 5 п. п., достигнув 19%. Одновременно с этим крупные торговые онлайн-площадки развивают собственные fintech-продукты: например, запускают BNPL-сервисы, вводят электронные кошельки и карты. Благодаря этому им удается увеличивать продажи и удерживать финансы внутри экосистемы. 

Предпосылки тренда

По разным оценкам, в 2023 году объем интернет-торговли в России составил от 6,4 (по данным АКИТ) до 7,8 трлн рублей (по данным Datainsight). Количество предпринимателей, торгующих на маркетплейсах, за период с января по ноябрь 2023 года выросло на 35% по отношению к предыдущему году, следует из аналитического отчета сервиса «Точка Маркетплейсы». Увеличилась и средняя выручка продавцов: аналитики фиксируют ее рост на 39%. 

Быстрое развитие e-commerce привело к интеграции финансовых инструментов в маркетплейсы: благодаря им покупатели получают удобные способы оплаты и рассрочки, а продавцы — возможность увеличить продажи и обороты. «Отмечается увеличение fintech-активности маркетплейсов. Они самостоятельно запускают кошельки, карты и BNPL-сервисы, замыкая денежную активность клиентов внутри экосистемы», — подтверждает Алексей Зотов, генеральный директор eKassir. 
 

Влияние на рынок

Финансовые и платежные сервисы маркетплейсов становятся более востребованными. Так, например, fintech-сегмент Ozon в I квартале 2024 года вырос более чем втрое по сравнению с предыдущим годом, его выручка составила 14,6 млрд рублей. Количество активных пользователей увеличилось на 70% и достигло 20 млн человек. 

Кроме того, в конце 2023 года Wildberries для оплаты товаров ввел «WB Кошелек» и зарегистрировал дочернюю микрокредитную организацию «ВБ Финанс». В апреле 2024 года компания  запустила пилотный BNPL-сервис, который сейчас доступен ограниченной выборке клиентов. 

«Яндекс» тоже развивает fintech-сегмент. В IV квартале 2023 года товарооборот сервисов электронной коммерции (куда входит маркетплейс «Яндекс Маркет») вырос на 46% год к году. Одной из причин роста в корпорации называют синергию с продуктами fintech-направления: «Яндекс Сплит» и «Яндекс Пэй». 

Подпишись на обновление рейтингов и аналитику