«Невидимый» fintech становится трендом: все больше компаний бесшовно встраивают в продукты финансовые модули. Теперь платежи, получение страховки или кредита — незаметная часть пользовательского сценария. Это стало возможным из-за появления вендоров со своей fintech-инфраструктурой и желания компаний удержать клиента внутри экосистем.
Предпосылки тренда
За два года объем рынка встроенных финансов увеличился — эти финансовые технологии интегрируются в нефинансовые цифровые продукты. Например, это могут быть платежные модули в e-commerce или BNPL-опции в маркетплейсах. По данным Global Market Insights, в 2024 году мировой рынок встроенных финансов уже достиг почти $105 млрд, а его среднегодовой рост с 2025 года по 2034 составит 23%.
Рост объясняют рядом причин. Во-первых, популярность мобильных кошельков, бесконтактных оплат и онлайн-транзакций сформировала у пользователей привычку к встроенным финансовым сервисам — клиент ожидает, что получит услуги, не уходя с основной платформы.
Во-вторых, снизился порог входа для нефинансовых компаний. Раньше, если, например, ритейлер хотел принимать онлайн-платежи или выдавать кредиты, ему приходилось строить собственную fintech-инфраструктуру. Сейчас развит рынок BaaS (Banking-as-a-Service) — достаточно приобрести готовые модули у подрядчика.
В-третьих, крупные экосистемные игроки ищут способы удержать пользователя и увеличить его LTV. Для этого они добавляют в сервисы новые финансовые услуги: делают так, чтобы в едином контуре пользователь мог взять кредит, инвестировать деньги, получить страховку или купить что-то в рассрочку по принципу BNPL.
Влияние на рынок
Участники российского рынка называют встроенные финансы, работающие внутри уже знакомых сервисов, одним из ключевых трендов. «Сервисы все чаще встраиваются в естественные сценарии жизни пользователя: покупка недвижимости в риелторском сервисе сразу сопровождается опцией налогового консалтинга, а вывод средств с инвестиционной платформы — автоматическим расчетом налога. Мы уже приблизились к модели, когда fintech не отдельный продукт, а часть более крупной цифровой экосистемы», — считает Дмитрий Костальгин, СЕО «НДФЛКи».
О том, что финансы перестают быть отдельной сферой жизни и становятся интеллектуальным, персонализированным и незаметным слоем, встроенным в повседневные привычки и процессы, сообщил и Ашот Григорян, глава Life Pay. По его словам, главный тренд — это построение целостных, безопасных и персонализированных финансовых экосистем, где технологии, особенно ИИ, работают на опережение потребностей клиента.