На фоне глобального спада венчурных инвестиций и высокой ключевой ставки, интерес инвесторов смещается от молодых стартапов к устойчивым fintech-игрокам с подтвержденной бизнес-моделью. Так, все инвестиции в I квартале 2025 года пришлись на уже проверенные проекты.
Предпосылки тренда
Глобальный рынок fintech-инвестиций продолжил снижение в I квартале 2025 года. Согласно данным FinTech Global, в январе-марте 2025 года fintech-компании привлекли $21,6 млрд, что на 38% меньше, чем в I квартале 2024 года. Прогнозируемый общий объем финансирования за весь 2025 год составляет $86,4 млрд, что на 4% ниже показателя в $89,7 млрд за 2024 год.
В России инвестиции также остаются на невысоком уровне, однако, по данным Venture Guide, в I квартале 2025 года состоялось четыре сделки на сумму $7,9 млн, что значительно выше показателей аналогичного периода прошлого года. Тогда российский fintech привлек $0,1 млн в ходе двух сделок.
Несмотря на некоторое оживление, эксперты полагают, что у стартапов ранней стадии не так много шансов на привлечение инвестиций в условиях высокой ключевой ставки.
«Высокая ключевая ставка, установленная регулятором, непосредственно сказывается на развитии и появлении стартапов. Инвестиции в такие проекты замедляются. При этом компании, которые обладают запасом прочности и твердо стоят на ногах, имеют буст для развития за счет снижения конкуренции и ухода с рынка более слабых игроков», — считает Андрей Абашин, генеральный директор «Платежного сервиса А3».
Влияние на рынок
В I квартале 2025 года не состоялось ни одной сделки на ранних стадиях (Pre-Seed и Seed) — все инвестиции получили компании с работающим продуктом и подтвержденной выручкой.
Так, краудинвестинговая платформа brainbox.VC вложила около $647 тыс. в SimpleEstate — платформу для инвестиций в коммерческую недвижимость, которая уже проходила несколько раундов. Около $1 млн, по оценке Venture Guide, получили разработчики сервиса для приема чаевых «Плавно». «БКС Холдинг» инвестировал в Cashoff — разработчика решений для банков (сумма не раскрывается). Самым крупным размещением стало pre-IPO вендора IT-решений «Цифровые привычки» — компания привлекла $6,2 млн на Московской бирже.