Искусственный интеллект остается одним из главных направлений инвестиций в fintech: даже на охлажденном рынке именно ИИ-проекты занимают центральное место в стратегиях фондов и банков. Тренд глобальный, но уже хорошо заметен и в России: о нем говорят крупнейшие игроки и реальные сделки последних лет.
Предпосылки тренда
По данным KPMG, в I полугодии 2025 года fintech-компании, сфокусированные на ИИ, привлекли $7,2 млрд, что сделало это направление вторым по объему инвестиций после цифровых активов. Аналитики KPMG отмечают, что деньги идут в первую очередь в платформы, которые используют ИИ для создания систем, способных самостоятельно выполнять сложные задачи. Такие системы, например, автоматически проверяют клиента, оценивают его риск-профиль и выдают ему лимит по карте или кредиту без участия менеджера.
Влияние на рынок
Мировой тренд на инвестиции в ИИ-решения на рынке финансов не обошел стороной Россию: так, Puzzle PropTech — сервис на стыке constructiontech, fintech и real estate — за 2024–2025 годы привлек более $1,1 млн инвестиций. С помощью ИИ сервис анализирует сметы, готовит заключения по кредитному андеррайтингу и сопровождает строительство. Компания работает с ипотечными продуктами крупных российских банков и онлайн-страхованием строительства.
О фокусе на ИИ заявляют и крупные fintech-игроки. Семен Селиванов, PR-директор ЮMoney, говорит, что его компания видит два основных вектора применения ИИ — для внутренней эффективности и для улучшения продукта: «Чтобы повысить эффективность команды, мы последовательно интегрируем инструменты искусственного интеллекта в рабочие процессы: автоматизируем написание кода, оптимизируем распределение ресурсов, используем умные инструменты в дизайне. Кроме того, мы делаем наш сервис умнее и удобнее для клиентов. Для предпринимателей развиваем ЮChat как ИИ-помощника и работаем над созданием умной документации».
Влияние ИИ на ключевые процессы подчеркивает и Life Pay. Ашот Григорян, глава компании, считает, что ИИ уже меняет подход к предотвращению мошенничества, платежи в режиме реального времени стремительно масштабируются, а персонализация становится неотъемлемой частью ожиданий, особенно для молодых потребителей.