Разработка игр в России все чаще осуществляется за счет собственных средств студий. Это касается как крупных игроков, так и инди-команд: найти инвестора в разработку игры стало особенно трудно. По словам участников рынка, это связано с тем, что видеоигры остаются высокорискованным вложением.
Предпосылки тренда
Трудности с привлечением инвестиций связаны как с общей ситуацией в геймдеве, так и с макроэкономическим фоном. «Российские игровые стартапы все чаще ищут деньги в Китае, а релоцировавшиеся компании остаются нацеленными на западные рынки», — отметил Константин Сахнов, основатель Vengeance Games, преподаватель НИУ ВШЭ и РАНХиГС. По его словам, улучшения ситуации стоит ждать не раньше, чем через два года.
Крупные проекты сталкиваются с трудностями из-за ограниченного локального рынка и сложностей экспорта, добавил Сергей Ефремов, операционный директор Astrum Entertainment.
Тем не менее инвестиции получить все же можно. В 2024 году большинство вложений поступало от азиатских инвесторов и госструктур. С 2023 года ИРИ вложил в рынок более 1 млрд рублей, поддержав девять проектов.
Несмотря на редкие сделки, общая картина остается сложной из-за потенциального риска вложений.
«Привлечение инвестиций в разработку новых игр остается непростой задачей, пожалуй, все по тем же причинам: видеоигры — крайне рискованный с точки зрения потенциального успеха продукт. Говоря крайне условно, среди 10 стартапов выстрелить может один. Среди 100 игр может выстрелить только одна», — подчеркнула Гаухар Алдиярова, директор по развитию бизнеса, ГК «Леста Игры».
Влияние на рынок
С учетом непростой ситуации многие студии предпочитают не искать внешнее финансирование, а развивать проекты за свой счет. О таком подходе сообщили в «Лесте», CarX Technologies и Astrum Entertainment.
Теперь инвестиции более реалистично получить благодаря частным инвесторам и нетворкингу. «Инвестиции можно получить только при личном знакомстве с финансовыми кругами», — рассказал Егор Томский, CEO Wattstudio. Его компания в 2024 году привлекла финансирование, но после этого перезапустила стратегию: «включили серьезную аналитику, в итоге заморозили проект “Поезда” и начали игру “Царевна”».