Суммарная выручка 50 martech-компаний в III квартале 2023 года составила 5 млрд рублей — на 28% больше, чем годом ранее, согласно новому исследованию Smart Ranking. Все сегменты показали положительную динамику квартал к кварталу — в топ-3 самых быстрорастущих сегментов вошли web-аналитика, CDP и сервисы для рассылок.
Лидером по объему выручки стала компания Elama – 800 млн рублей за III квартал 2023 года (годовой темп роста – 3,28%). На втором месте – «Битрикс24» – 550 млн рублей, на третьем – Mindbox (549 млн рублей).
Топ–10 российских martech-компаний
Место | Компания | Глава | Сегмент | III квартал 2023, млн рублей | Y2Y, % |
1 | Elama | Алексей Бойко | Сервис по настройке интернет-рекламы | 800 | 3,28 |
2 | «Битрикс24» | Сергей Рыжиков | CRM-система | 550 | 10 |
3 | Mindbox | Наталья Ефанова | CDP-платформа, программы лояльности, рассылки, персонализация сайтов | 549 | 47,11 |
4 | AmoCRM | Сергей Голованевский | CRM-система | 280 | 9,57 |
5 | Edna | Константин Пахуров | Разработка решений для омниканальных коммуникаций | 230 | 4,89 |
6 | Napoleon IT | Павел Подкорытов | Кастомные мобильные приложения и сервисы, аналитика отзывов на маркетплейсах | 184 | 10,49 |
7 | Vitamin.tools | Денис Кабалкин | Сервис по настройке интернет-рекламы | 181,9 | 405.38% |
8 | Unisender | Павел Шевцов | Сервис имейл-рассылок, конструктор чат-ботов и одностраничных сайтов, СМС- и Viber-рассылки | 176 | - |
9 | JIVO | Олег Гумеров | Разработка чат-ботов, маркетинговые инструменты | 170 | 31,87 |
9 | Loymax solutions | Евгений Самоний | Платформа управления программами лояльности и автоматизации маркетинговых коммуникаций для сетевого ретейла | 170 | 136,30 |
10 | TWIN | Игорь Калинин | Платформа для создания ботов | 150 | 148,93 |
Итого | 4 942,8 | -34 | |||
Данные по оценке Smart Ranking |
«Рост выручки в Q3 — это прогнозируемая сезонность и подготовка рынка к большим акциям 11.11 и к “Черной пятнице”, к которым маркетологи начинают готовиться еще в сентябре, — комментирует Григорий Бахин, коммерческий директор Unisender. — Также в сентябре рост активности у EdTech-направлений: все обучающие школы/курсы наиболее актуальны именно с началом учебного года. Финансовые результаты демонстрируют положительную динамику роста выручки на протяжение всего 2023 года».
В III квартале сегмент web-аналитики вырос на 59,14% в сравнении с III кварталом 2022 года, CDP-платформы показали рост 45,81%, сервисы для email и mobile рассылок +43,36%. Это говорит о стремлении CMO сконцентрироваться на глубоком изучении своей целевой аудитории, а также повышении уровня ее лояльности.
III квартал 2023 года принес martech-игрокам сразу четыре венчурные сделки после относительного затишья в первом полугодии. Компании активно изучают возможности и варианты применения ИИ в своем продукте. CMO заинтересованы в более глубоком изучении поведенческих сценариев целевой аудитории на основе больших данных — но вместе с тем не стремятся тратить бюджеты на проверку гипотез и новые решения без подтвержденной эффективности.
Распределение выручки в III квартале 2023 года по сегментам
Выручка, млн рублей | % от доли рынка | Динамика, % | ||
Сегмент | III квартал 2023 | Y2Y | ||
1 | Интернет-реклама | 1 173 | 23 | -3,95 |
2 | CRM-системы | 673,5 | 13 | 20,35 |
3 | Рассылки | 648 | 12 | 9,10 |
4 | CDP | 592 | 11 | 39,08 |
5 | Чат-боты | 414,7 | 8 | 152,24 |
6 | Веб-аналитика | 393,7 | 7 | -24,03 |
7 | CMS | 246 | 4 | 5,73 |
8 | Реферальные программы / программы лояльности | 224,4 | 4 | 52,72 |
9 | SEO-продвижение | 24,6 | 0,4 | 16,88 |
Рынок продолжает адаптироваться к изменениям, связанным с уходом зарубежных конкурентов. Еще в 2022 году некоторые компании отмечали неожиданно большой темп роста, к которому они не были готовы: к их решениям обратились пользователи, которые лишились привычных иностранных сервисов. «Зарубежные сервисы email-маркетинга перестали работать с российскими пользователями и у нас был резкий скачок новых клиентов, — рассказала Алла Павлова из «майло.пост». — Мы выросли более, чем в 2 раза за 10 месяцев». В 2023 году martech продолжает адаптироваться, совершенствуя свои продукты, чтобы удержать новую клиентскую базу.
Один из основных желаемых векторов развития для всех сегментов — внедрение и использование технологий на основе ИИ. На этом пути игроки рынка столкнулись с кадровым голодом. Одна из важнейших задач для компаний — поиск и “выращивание” специалистов по маркетингу, которые работают с ИИ. «Один из вызовов рынка, с которым сталкиваются его участники — нехватка квалифицированных кадров, — Оксана Мягкова, заместитель руководителя отдела продаж «Русбонус». — Внедрение новых технологий требует квалифицированных специалистов. Недостаток кадров, обладающих навыками в области аналитики, данных и технологий, может замедлить внедрение инноваций”.
Ещё один вызов для игроков рынка — неготовность клиентов к восприятию новинок. СМО осторожно относятся к новым решениям martech. Martech-компании оказались в двоякой ситуации: с одной стороны им нужно предлагать свежие решения для роста бизнеса, с другой — клиенты не готовы к новинкам, предпочитая распределять и так ограниченные бюджеты на продукты, в эффективности которых они уверены. Таким образом, к задаче martech-разработчиков добавляется звездочка — не просто предложить рабочее решение, но и доказать его положительное влияние на конверсию.
Подпишись на обновление рейтингов и аналитику