Подписаться на наш канал в Telegram (откроется в новом окне)

Рост спроса на онлайн-психотерапию — главный тренд сегодняшнего MedTech

23 Декабрь 2022 года
MEDtech
Рост спроса на онлайн-психотерапию — главный тренд сегодняшнего MedTech

В первом полугодии 2022 года число контрактов, включающих психологическую помощь для сотрудников, выросло в 4,9 раза (данные «СберЗдоровья»). По результатам опроса крупнейших medtech-компаний, безусловным лидером среди трендов рынка стал стремительный рост площадок онлайн-психотерапии. 

В мире активно развивается детская и подростковая онлайн-психология, а корпоративная психология — еще один важный фактор, двигающий medtech-сегмент вперед. Большинство участников рынка прогнозируют, что количество пользователей платформ онлайн-психотерапии будет расти, так как тревожность обстановки кратно повышается каждую неделю — помощь специалистов становится просто необходимой.

Так, третью строчку по динамике за год по сравнению вторых кварталов 2021 и 2022 года заняла компания «Ясно», предоставляющая услуги онлайн-психотерапии — её выручка за год выросла на 137%. СFО компании Максим Калюжный отметил, что «Ясно» не заметила падения спроса, но явно ощутила его перераспределение: 

«Снижение спроса в B2C-сегменте было компенсировано всплеском интереса в B2B-сегменте. Пользовательская активность (отклик на рекламу, интерес к продукту) в B2C-сегменте нормализовалась примерно к июню». Однако выручка и фактические темпы роста по итогам первого полугодия оказались для компании ниже ожидаемых: «Нам удалось вырасти за период март — июнь, но меньше, чем мы планировали в начале года». 

Соосновательница психологической платформы Alter, выручка которой выросла за год и за квартал на 78,4% и 82,5% соответственно, Ольга Китаина отмечает, что этот тренд сформировался еще до пандемии, а во время нее только усилился. По данным исследования, которое Alter провел совместно с hh.ru в конце 2021 года, число компаний, которые предлагают своим сотрудникам корпоративную психотерапию в том или ином формате, растет примерно на 40% в год. Ольга также подчеркнула, что в 2022 году у компании был беспрецедентный приток заявок от корпоративных клиентов: 

«Весной — летом мы фиксировали беспрецедентный приток заявок от корпоративных клиентов: в марте компаний, обратившихся за организацией психологической помощи для своей команды, было почти в три раза больше, чем в среднем за предыдущие полгода. С начала мобилизации пошел новый всплеск обращений от компаний. Условия постоянно нарастающего стресса и неопределенности последних семи месяцев сказываются на качестве принимаемых решений, продуктивности как отдельных людей, так и бизнеса в целом. Компании, которые четко это понимают, стараются поддержать своих сотрудников в кризисной ситуации, помочь им справиться с переживаниями — а это, в свою очередь, помогает увеличить устойчивость бизнеса».

Со стороны индивидуальных клиентов (B2C) спрос на психотерапию в целом также растет: по данным платформы Alter, за апрель — август 2022 года количество сессий выросло на 50% по сравнению с апрелем — августом 2021-го. Психологи Alter отмечают, что все больше людей с начала спецоперации демонстрируют симптомы ПТСР, многие впадают в депрессию, учащаются всплески агрессии, которые порой приводят к трагедиям. 

В контексте связи онлайн-психотерапии и medtech-рынка CEO сервиса «Ясно» Максим Калюжный также подчеркнул, что важной проблемой сегмента телемедицины является низкий ретеншен клиентов, а психотерапия в этом плане более устойчивая — клиент может ходить на сессии в течение 1-2 лет еженедельно: 

«Мы заметили любопытный тренд в США: в Teladoc, одном из крупнейших телемед-игроков, программы mental health стали вторыми по популярности в общем списке доступных программ, ими пользуются около 35% пользователей. Мы предполагаем, что в долгосрочном будущем поддержка mental health может стать ядром телемед-экосистемы, удерживающим клиента». 

В «Ясно» также отмечают увеличение доверия людей к онлайн-психотерапии: «С началом пандемии даже ортодоксы-психотерапевты признали онлайн-терапию, легализовали ее и повсеместно начали проводить онлайн-консультации». Ещё одним важным трендом, который ещё толком не дошел до России, Максим Калюжный назвал вектор на создание автоматизированных mental health-решений — приложения с упражнениями, наборами практик и т.д: «Но этот рынок еще очень сырой: никто толком пока не понимает, как помочь человеку без другого человека — психолога».

Сооснователь и директор по маркетингу сервиса онлайн-психотерапии zigmund.online, выручка которой выросла на 70% год к году и упала на 5% квартал к кварталу, Павел Чаус, в свою очередь, рассказал, что с начала спецоперации число регистраций на сервисе с органического трафика выросло на 50% несмотря на то, что площадка, как её конкуренты, лишилась многих основных каналов коммуникации с клиентами и нарушением финансовых цепочек, связанных с санкциями в отношении российских банков и приостановкой работы платежных систем VISA и Mastercard в России:

«Несмотря на “шоковый” характер происходящего и кратковременное негативное влияние на рынок, мы ожидаем, что современные реалии подчеркивают необходимость следить за своим ментальным здоровьем. Сейчас и людям, и бизнесу сложно планировать. Мы все находимся в условиях неопределенности. Но как только ситуация стабилизируется, мы ожидаем быстрое восстановление показателей и даже активный рост рынка в среднесрочной и долгосрочной перспективе». 

Подпишись на обновление рейтингов и аналитику