Методика составления рейтинга
Рейтинг No-code включает Топ-45 российских компаний из трех основных сегментов:
При составлении рейтинга анализируются финансовые показатели компаний, информация о которых предоставляется участниками. В случае отсутствия данных или сомнениях в их достоверности используется сервис «Контур.Фокус», а также собственная экспертная оценка Smart Ranking. Позиция в рейтинге определяется по размеру выручки за указанный период. Для многопрофильных компаний приводится выручка только от продуктов, связанных с No-code. В этом случае рядом с названием компании стоит соответствующее уточнение.
Критерии участия:
Главные выводы
Суммарный объем выручки Топ-45 компаний российского рейтинга Nocode за 2023 год составил около 2,3 млрд рублей. Рост - 38,5%, то есть даже чуть ниже общего уровня IT-сектора (по данным Минцифры, выручка IT-компаний в России за 2023 год выросла на 43%). Участники рынка связывают это с несколькими факторами, в том числе, с тем, что no-code пока представлен преимущественно небольшими компаниями, которым тяжело конкурировать с рынком традиционной разработки.
Кирилл Пшинник, CEO Zerocoder:
“Оценка объёма рынка в 2,3 млрд рублей за 2023 год выглядит правдоподобно, если учитывать все его составляющие рынка. Точнее оценить сложно, поскольку часть агентств, хотя и применяют no-code инструменты, не позиционируют себя в этом сегменте напрямую. Плюс, надо учитывать рынок фриланса, который тоже выполняет заказы на no-code разработку”.
Отдельные сегменты показали следующие результаты:
Платформы и инструменты
Агентства
Вячеслав Гримальский, основатель Creatium
“Направление no-code - это пока еще не масс-маркет, no-code агентств очень мало, а классических агентств сотни. Поэтому компаниям приходится пролагать себе дорогу с нуля. Кроме того, что бы они ни говорили про качество, основной козырь no-code - это все же более низкая стоимость, а с более низкой ценой больше шансов неправильно рассчитать экономику бизнеса, понести убытки и тд. Существенную долю рынка no-code разработчики вряд ли займут, но постепенно внедрение неизбежно, потому что по соотношению цена/качество no-code разработка превосходит все альтернативы, просто об этом еще не все знают”.
Александр Олссен, CEO Div Block Studio
“Скорей всего тут играет роль комплекс проблем. Больших клиентов с высокими чеками не так много, а к no-code чаще всего обращаются с целью экономии, что усложняет продажу услуги по высокому ценнику. Еще и запросов на no-code не так чтобы много, поэтому какую-то часть он займет однозначно, но точно не существенную”.
Курсы
Тренды
Главным трендом ноукодеры называют внедрение в no-code разработку инструментов AI, об этом заявили 30% опрошенных участников рейтинга. Так Александр Манохин, CEO HI no code рассказал, что сегодня на проекты с AI у него приходится 80% заказов.
Еще один менее заметный тренд - микс no-code и low-code. “Дизайн студии сейчас хотят уже больше чем no-code, - говорит Николай Алексеев, CEO агентства Fluid. - Поэтому микс компетенций no-code и low-code сейчас является основным трендом. Это касается и сложности дизайнов и дополнительных задач по автоматизации и пр”.
Прогноз
Согласно планам продаж, в 2024 году объем рынка no-code может составить до 3,5 млрд руб, прибавив около 40%. Лидерами роста за счет эффекта низкой базы по-прежнему будут агентства, многие из которых ожидают по итогам 2024 года кратного роста, не считая при этом новых игроков. Рост выручки Zerocoder, основного поставщика курсов no-code, по итогам 9 месяцев 2024 уже составил около 60%. Однако с сегментом инструментов, который занимает наибольшую долю выручки, ситуация неравномерная: конструкторы ботов ожидают роста также около 60%, при этом другие направления растут явно медленнее. Поэтому рынок скорей всего в ближайшие годы сохранит прежнюю динамику.
Подпишись на обновление рейтингов и аналитику