Уважаемые коллеги!
Перед вами новый отчет Smart Ranking по edtech-рынку за 2023 год. Как мы сами оцениваем его итоги?
Если в начале года мы давали прогноз роста в диапазоне 20–25%, то по мере поступления результатов от квартальных продаж мы повысили его до 30– 35%. В итоге 2023 год показал рост рынка на 32%, чему мы очень рады. Это, безусловно, большая заслуга участников рейтинга.
Действительно, в начале года казалось, что динамика будет гораздо менее радужная. Тем более что такое же снижение темпов роста мы наблюдали во всем мире. Изоляция после 24 февраля 2022 года и последующие вызовы в виде отключения привычных рекламных площадок, платежных сервисов, привычного ПО, фактическое исчезновение венчурных инвесторов — все эти факторы заставили российский edtech-бизнес собраться и усиленно работать над эффективностью и поиском лучших product market fit. И сегодня кажется, что российский edtech можно смело называть одним из лучших в мире. Наше изучение зарубежных рынков показывает, что уже не так много регионов из числа развитых стран обгоняют его. Не по объемам, а по внедрению технологий, направленных на создание индивидуальных траекторий, увеличение вовлеченности аудитории в онлайн-обучение и другие аспекты развития edtech. При этом инфобизнес, который можно считать локомотивом в плане продаж и продвижения образовательных продуктов, показал в 2023 году рекордный рост.
Конечно, влияние оказывает и сохраняющийся (хоть и снижающийся) тренд на IT-профессии и развитие разнообразных форматов детского онлайн-обучения. Интересно, что, несмотря на красный океан, все новые команды продолжают выходить на рынок и за 1–2 года вырастать до бизнеса с оборотом в сотни миллионов (см. обзор растущих edtech-компаний). Лидерам рынка расти кратно, конечно, сложнее, однако у них больше возможностей заниматься внедрением технологий и освоением новых аудиторий. Именно в этом мы видим драйверы для дальнейшего развития рынка в ближайшие годы. Рост в 2024 году во многом будет зависеть от того, насколько быстро удастся оседлать сегмент СПО. Мы видим однозначный тренд более раннего выхода студентов на работу. По данным Минпросвещения, больше 60% учащихся после 9-го класса выбирают учиться в колледже, и 2024 год может стать первым в истории современной России, когда образовательные учреждения СПО выпустят больше студентов, чем университеты. Этот тренд подталкивает сразу несколько направлений: большой интерес к раннему профориентированию, рост подготовки к ОГЭ относительно ЕГЭ, приход edtech-компаний в сегмент СПО. Мы ожидаем также продолжение сращивания рынка с HR-сервисами и рост B2B-сегмента (об этих и других трендах читайте подробнее в отчете).
Но, поскольку все эти факторы являются долговременными, в начале года мы остаемся пессимистами и прогнозируем рост на уровне 20–25%. Будем рады снова ошибиться и скорректировать его в большую сторону.
В 2024 году мы продолжим отслеживать важнейшие показатели edtechрынка, изучать качественные метрики, проводить исследования по отдельным сегментам, организовывать офлайн- и онлайн-мероприятия и, конечно, премию Edtechs Awards. Как обычно, благодарим все компании, которые предоставляют нам данные, и партнеров, которые поддерживают наши исследования!
Открытость — на пользу бизнесу.
Рейтинг edtech-компаний составляется с 2019 года. Его цель — охватить крупнейшие российские частные компании, работающие на рынке онлайн-образования. Ежеквартальный сбор и анализ данных позволяет сделать множество актуальных выводов о развитии рынка: его объемах и динамике роста, соотношении сегментов, расстановке сил между отдельными игроками, перспективности отдельных форматов и моделей, потребительском поведении и т. д.
При составлении рейтинга анализируются финансовые показатели компаний, чья деятельность находится на стыке образовательных услуг и технологий. В основном это онлайн-школы. Кроме того, в рейтинг вошли разработчики программного обеспечения в сфере образования. Позиция в рейтинге определяется по размеру выручки за указанный период, информация о которой предоставляется участниками. В случае отсутствия данных или сомнениях в их достоверности используется сервис «Контур.Фокус», а также собственная экспертная оценка Smart Ranking.
Критерии участия:
соответствие образовательному профилю, наличие собственной платформы — для онлайн-школ;
компания имеет российское происхождение;
компания является частной и не относится к структурам государственных вузов.
Принципы сбора данных о выручке и включения в рейтинг:
1. Компания, соответствующая заявленным критериям, может быть включена в рейтинг в результате собственной подачи заявки или если она попала в зону внимания авторов рейтинга.
2. Всем потенциальным участникам рейтинга рассылается анкета для заполнения.
3. Заявление о нежелании участвовать в рейтинге не принимается во внимание.
4. В случае если компания игнорирует запросы о заполнении анкеты или отказывается от участия, данные о выручке оцениваются авторами исследования и отраслевыми экспертами (эти цифры в рейтинге отмечены *).
5. Предоставленные данные проверяются авторами исследования.
6. При проверке данных и оценке во внимание могут приниматься следующие показатели: открытые данные о выручке компании за предыдущий год из системы «Контур.Фокус», информация о трафике на сайте и количестве подписчиков в социальных сетях, заявления руководства компании в СМИ о финансовых результатах или количестве клиентов, динамика роста в сегменте и у компаний-аналогов со схожей бизнес-моделью, инсайдерская информация привлеченных экспертов.
Для многопрофильных компаний приводится выручка только от образовательных продуктов в онлайне. Для бизнес-школ (например, «Сколково») приводится выручка только от онлайн- и blended-форматов.
24000р - цена для участников рейтинга.