Fintech — обширный спектр технологий, которые помогают проводить платежи, анализировать расходы и риски, управлять финансовыми пакетами, автоматизировать торговлю и страхование.
В 2022 году на российском рынке произошли существенные изменения — санкции, отключение от SWIFT, уход Google Pay, Apple Pay и множества иностранных вендоров, блокировка привычных каналов продвижения — все это заставило игроков в срочном порядке пересматривать свои стратегии и искать новые решения, которые могли бы «залатать» образовавшиеся дыры. Многим российским компаниям пришлось скорректировать свои планы — участники рейтинга отмечают, что в среднем до изначально намеченных целей по выручке на 2022 год им не хватило около 25–50%.
Тем не менее по итогам года рынок вырос на 30% — основными драйверами его роста как раз и послужили последствия санкций: переход на новые платежные системы, всплеск трансграничных денежных переводов, замена ушедшего ПО.
Данное исследование посвящено итогам 2022 года на российском fintech-рынке — как в локальном, так и в глобальном масштабе — перспективам инвестиций в отрасль, успешным кейсам, нерешенным проблемам и трендам ближайших лет
В рейтинг топ-100 вошли 100 крупнейших российских fintech-компаний — представителей следующих сегментов:
– платежные системы (сервисы транзакций, онлайн-кассы и терминалы, оплата чаевых, кешбэки и другие системы лояльности);
– переводы средств (системы денежных, в том числе валютных, переводов);
– разработчики и B2B-платформы (программы для банков и финансовых организаций);
– B2B- и частное кредитование (лизинг, факторинг, рассрочки на покупки в интернете, оформление и рефинансирование ипотеки);
– системы бухгалтерских расчетов;
– сегмент «Другое» (криптовалютные сервисы, системы учета инвестиций, краудфандинговые платформы и финансовые маркетплейсы).
В рейтинг не были включены системы денежных переводов главных российских банков: мы считаем корректным отделять независимые fintech-проекты от интегрированных в банковские структуры, для которых необходим отдельный топ — в нем игроки смогут соревноваться друг с другом на равных условиях.
Составляя лонглист, мы исследуем данные налоговой отчетности компаний и открытые данные, которые компании публикуют на собственных сайтах и в деловых СМИ.
Данные о выручке собираем путем анкетирования и интервьюирования экспертов, а также в случаях, если данные не предоставлены, — с помощью оценки выручки через систему финансовой отчетности «Контур.Фокус» и по данным открытых источников.
Под выручкой мы понимаем общий объем продаж компании в заданный период