Рынок домашнего обучения продолжает расти, его объем достиг 4,6 млрд рублей. Один из драйверов развития — освоение новых форматов, которые соответствуют ожиданиям родителей.
Предпосылки тренда
Рынок хоумскулинга продолжает развиваться после стремительного взлета в пандемию. Родители предъявляют к школам новые требования — в том числе снятие барьеров формата домашнего обучения.
Опрос Forbes показал, что 40% родителей боятся проблем с социализацией при семейном обучении. Другие указывают на нехватку самодисциплины у детей (55%) и отсутствие постоянного контроля (32%). В ответ на это школы адаптируют программы: вводят очные активности, усиливают роль учителя и внедряют ИИ-инструменты, способные подстраиваться под поведение школьников.
Влияние на рынок
Школы отмечают рост спроса на гибридный формат. Как сказали в школе «Бит», 60% родителей запрашивают комбинацию онлайн-уроков с очными занятиями для социализации (например, коворкинги или лабораторные работы). Для развития мягких навыков предусмотрены клубы по интересам и летние лагеря. В учебный процесс также интегрирован метод перевернутого класса, мотивацию поддерживает геймифицированная система обучения — задания оформлены как квесты с баллами и достижениями. Например, курс математики структурирован как прохождение уровней. Для подготовки к экзаменам используется бот, который анализирует ошибки в тестах и предлагает персонализированные упражнения.
О росте спроса на гибрид рассказали и в «Фоксфорде». «В прошлом году мы протестировали модель “перевернутого класса”. Ученики сначала изучают теорию по предзаписанным материалам, а затем приходят на практические вебинары, где отрабатывают навыки. Эксперимент оказался успешным. Мы также активно развиваем геймификацию и собственное комьюнити — это помогает решать вопрос социализации даже в онлайн-обучении. В перспективе видим большую ценность в гибридной модели, которая сочетает гибкость и персонализацию», — делится Анна Разгребельская, руководитель домашней школы «Фоксфорда».
Кроме того, онлайн-школы экспериментируют с ИИ, чтобы персонализировать обучение.
«У нас уже есть чат-бот, обученный на нашем образовательном контенте и отвечающий на вопросы учеников по школьной программе, а также система тестов и тренажеров, формирующая индивидуальный образовательный трек в зависимости от успехов школьника. Это помогает как повысить удовлетворенность учеников и улучшить результаты образовательного процесса, так и снизить издержки на персонал», — резюмирует Ольга Хасякова, , генеральный директор «ИнтернетУрока».