Подписаться на наш канал в Telegram (откроется в новом окне)

Российский gamedev-рынок вырос на 17,7% за 2023 год

11 Июль 2024 года
Gametech
Российский gamedev-рынок вырос на 17,7% за 2023 год

Суммарная выручка топ-50 крупнейших gamedev-компаний России в 2023 году составила 45,4 млрд рублей — на 17,7% больше, чем годом ранее, согласно новому исследованию Smart Ranking. Аналогичный показатель за 2022 год составил 38,55 млрд рублей. Наибольший рост за год показал сегмент игр для консолей (+43,61%). Более половины рынка (77,6%) занимают игры для ПК — 35,2 млрд рублей. 

Такие результаты в большей степени объясняются восстановлением рынка после падения в 2022 году, стабильным спросом на игры среди россиян. Кроме того, немного вырос интерес инвестфондов и государства к индустрии.

Компании-лидеры

Лидером российского gamedev-рынка в 2023 году стала студия Lesta Games из Санкт-Петербурга. Выручка компании составила 19,1 млрд рублей — на 60% больше, чем годом ранее. Сейчас бывшая дочка Wargaming поддерживает на территориях России и Белоруссии трилогию — «Мир танков», «Мир кораблей» и Tanks Blitz. 

 

На втором месте с 10 млрд рублей выручки оказалась Astrum Entertainment (бывший актив международной My.Games). За год компания показала умеренный рост — 10% год к году. В 2023 году Astrum  шутера Atomic Heart (разработчик — студия Mundfish) для России и стран СНГ,  первое сюжетное дополнение для игры,  открытый бета-тест для шутера Battle Teams 2 и  онлайн-шутер Xtract.

 

На третьем месте — разработчик и дистрибьютор игр Innova. Выручка компании за 2023 год составила 2,8 млрд рублей — на 47% больше, чем годом ранее. В игровом портфеле Innova — Lineage II, Blade & Soul, Ragnarok, а также игровой портал 4game.  В 2023 году Innova открыла представительства в ОАЭ и на Кипре, а в сентябре выпустила MMORPG Aion Classic.

Самые быстрорастущие проекты

Больше всего за 2023 год — на 127%, до 616,6 млн рублей — выросла выручка волгоградской студии «Кефир». Компания известна в первую очередь играми на выживание — Last day on Earth и Frostborn. 

 

Ядро Last day on Earth — мужчины от 15 до 40 лет, которые любят сеттинг зомби-апокалипсис и жанр сурвайвал (симулятор выживания). В игре используются две модели монетизации — встроенные покупки (приносят около 95% дохода) и видеореклама в приложении (около 5%).

 

На втором месте — московский разработчик мобильных игр Gear Games. За год компания увеличила выручку на 98%, до 375,2 млн рублей. Главный проект компании — ММО-стратегия Art Of War 3: Global Conflict. Среди других — «Первобытный парк развлечений» и «Футбольный менеджер онлайн».

 

Третье место заняла игровая площадка GameXP (ООО «Фабрика Развлечений», 50% владеет Astrum). Выручка компании за 2023 год составила 145,6 млн рублей — на 80% больше, чем годом ранее. Всего «Фабрика Развлечений» разработала более 50 игр, в числе которых — «The Panic Room: House of secrets», «Parkan: Iron Strategy» и «Аватарика».

Главные вызовы

Проблем у российского gamedev-рынка несколько. Главный вызов для индустрии — низкая окупаемость продуктов. Затраты на производство игр достаточно высоки, российский рынок не может оперативно их окупить. 

 

Среди других проблем — сложности с экспортом игр за рамки рынка СНГ и нехватка частного финансирования, профильных инвесторов, которые бы понимали механику создания и продвижения игр, а вместе с этим и коммерциализации продукта, добавил Негачев. Российской игровой индустрии также не хватает инвестиций из-за слабого интереса инвесторов и внешнеполитической ситуации.

 

Ряд российских разработчиков игр (например, создатель гоночных игр CarX Technologies) продолжают сталкиваться с прекращением выплат в Россию, санкциями и блокировками. Из-за неопределенности им приходится часто менять свои прогнозы, останавливать найм сотрудников и откладывать старт новых проектов, чтобы сфокусироваться на выпуске текущих.

Трендовые направления

Рост инди-сегмента

Самый яркий тренд на российском геймдев-рынке в 2023 году — рост инди-сегмента. 

Речь идет об играх, которые создают отдельные разработчики или небольшие коллективы (инди-студии) без финансовой поддержки издателя. 

 

По словам основателя Vengeance Games, преподавателя НИУ ВШЭ и РАНХиГС Константина Сахнова растет не только число инди-игр, но и их качество. «Сообщества инди-разработчиков активно развиваются, занимая место ушедших с российского рынка крупных игроков», — подчеркнул Сахнов.

 

Рост инди-сегмента в 2023 году руководитель направления «Игры» в Skillbox Юлия Бородина объясняет демократизацией и развитием игрового образования — геймдев становится более доступной индустрией.

 

«Все больше геймеров и самоучек проходят обучение по разным специальностям в геймдеве, решаясь сделать любимое хобби профессией. В свою очередь, образовательные платформы создают практико-ориентированные решения для быстрого старта карьеры», — рассказала Бородина.

 

Больше инди-игр стало в мобильном сегменте, заметил генеральный директор CarX Technologies Дмитрий Фокин. При этом проекты, которые можно разработать как можно быстрее, стали чаще привлекать инвесторов. «Они все меньше хотят вкладываться в большие проекты, поэтому выбирают игры с коротким сроком разработки — около года», — отметил он.

 

Акцент на «мобилки» и сокращение количества «клонов»

Среди других наиболее заметных трендов на российском рынке разработки игр в 2023 году — усиление фокуса на мобильные, VR- и социальные казуальные игры.

 

Тем временем на рынке уменьшилось число качественных игр на ПК и консоли, отметил гендиректор CarX Technologies Дмитрий Фокин. Заметно и снижение интереса к крупным многопользовательским онлайн-играм (MMO), что возможно, связано с перенасыщением рынка и высокой конкуренцией в этом сегменте. Теряют популярность «клоны» известных зарубежных игр — игроки ищут более оригинальный и качественный продукт.

Продолжение ухода компаний с рынка

В CarX Technologies также фиксируют отток игровых студий с российского рынка с 2022 года, из-за чего кадровая ситуация сильно ухудшилась как для молодых кандидатов, так и для опытных. Все меньше выпускников выбирают старт своей карьеры в геймдеве, количество предложений от работодателя на территории РФ по оценке компании сократилось на 45-50%.

Методология рейтинга

В рейтинг включены частные компании, чей бизнес относится к сегменту разработки игр (gamedev). Данные о выручке были получены путем анкетирования или из бухгалтерской отчетности через систему «Контур.Фокус».

 

Под кроссплатформенными играми мы понимаем те игры, которые поддерживаются минимум на двух разных платформах, например, на ПК и консолях.

 

Для оценки отдельных направлений (мобильные игры, браузерные, для ПК, для консолей, кроссплатформенные) для ряда компаний мы определили только один преимущественный сегмент. Такой подход нам позволил оценить сегменты рынка более четко.

 

При расчетах выручки учитывались те юридические лица компаний-участников рейтинга, коды ОКВЭД которых связаны непосредственно с разработкой игрового продукта. Это особенно актуально в тех случаях, когда участник рейтинга — ГК с рядом юрлиц с разными кодами ОКВЭД. Если в подобных ГК несколько юрлиц с одним профильным кодом ОКВЭД, их выручка суммировалась. 

Подпишись на обновление рейтингов и аналитику