Лидеры рынка в сегменте протезирования отмечают продолжающийся тренд на импортозамещение. После ухода зарубежных производителей российские компании наращивают собственные мощности, чтобы удовлетворить спрос.
Предпосылки тренда
В 2022 году крупные западные производители протезов либо покинули российский рынок (например, исландская компания Ossur), либо сократили поставки (как немецкий бренд Ottobock). Это совпало с резким ростом спроса на протезирование: в том числе потому, что протезы требуются раненым участникам специальной военной операции на Украине. По данным Минтруда, более половины людей, получивших увечья на СВО, имеют ампутации.
О том, что на протезы повысился спрос, говорит и бюджетирование: в бюджете на 2024 год на технические средства реабилитации (ТСР) было заложено более 57,7 млрд рублей, в 2025 году эту сумму увеличили почти на 20 млрд рублей — до 75,4 млрд рублей.
Влияние на рынок
Так, medtech-компаниям, которые занимаются протезированием, приходится искать способы импортозаместить зарубежные технологии. По словам Ивана Худякова, СЕО Steplife, проблемы с поставками оборудования и необходимость дальнейшего развития отечественной производственной базы остаются вызовами для компании. Кроме того, он отметил, что в сфере импортозамещения не хватает оборудования и доступных денежных средств.
«Взять кредит под 20% сейчас очень дорого, и это делает нашу отрасль неконкурентоспособной по сравнению с китайскими и европейскими производителями», — продолжил он.
«Моторика» также зафиксировала в сегменте продолжение тренда на импортозамещение, особенно на протезы нижних конечностей. Андрей Давидюк, генеральный директор компании, отметил, что российские решения становятся более конкурентоспособными.