У заказчиков возрос интерес к экосистемным продуктам, сообщили поставщики proptech-решений. Застройщики предпочитают сервисы, которые закрывают весь клиентский путь. Из-за этого proptech-компании запускают партнерские или собственные многофункциональные продукты.
Как отмечают игроки рынка, развитие экосистем и супераппов для цифровизации строительства пока находится на начальной стадии. Для укрепления этого подхода нужна более развитая IT-инфраструктура, больше партнерств и поддерживающие регуляторные меры.
Сфера недвижимости проходит цифровую трансформацию: за последние семь лет отрасль увеличила уровень цифровизации на 34%, следует из исследования Bimeister. Раньше, когда перевод процессов в онлайн только стартовал, застройщикам было достаточно закупать узконаправленные решения. Теперь же, когда цифровизированы все этапы взаимодействия с клиентом, девелоперам выгоднее пользоваться экосистемами.
Такие решения предлагают большой спектр услуг, начиная от поиска и аренды жилья, заканчивая управлением недвижимостью, оплатой коммунальных услуг и ремонтом, перечислила директор по развитию бизнеса и маркетингу «СОДИС Лаб» Мария Томчук.
Так, в 2023 году возрос интерес к кастомизированным решениям, которые работают на всем пути взаимодействия с клиентом: от выбора объекта недвижимости до эксплуатации квартиры, рассказал исполнительный директор IT-компании Ujin Кирилл Романченко. Также платежные сети создают единые корзины для ЖКХ-начислений, добавила к перечню Анна Боярских, директор по продукту компании «Домá».
Особенность экосистем в российском proptech — модульность. Они строятся не на B2C-подписках, как традиционные экосистемы, а на продуктах-модулях, которые отвечают за разные направления. Например, один продукт из общей экосистемы помогает нанимать рабочих, другой — оформлять закупки.
Потребность в экосистемах proptech-компании могут закрыть двумя способами. Первый — запустить свой комплексный продукт. Так, например, поступили в SmartDeal: компания презентовала новое решение «Ипотечный брокер». С его помощью застройщики могут подбирать для своих клиентов программы ипотеки с учетом различных параметров на основе единой анкеты, сообщила директор по развитию Smart Deal Наталья Крымская.
Второй способ — пойти путем интеграции, развивая экосистемы через партнерства для максимально комплексного предложения, отметила директор по развитию бизнеса и маркетингу «СОДИС Лаб» Мария Томчук.
Однако текущий уровень развития технологий не может создать суперсервис, который бы закрывал абсолютно все потребности proptech-рынка, сообщил руководитель проектов компании «Ингипро» Дмитрий Медведев. «Следует развиваться в сторону интеграций различных систем и их модулей», — сказал он.
Для предложения экосистемного решения в proptech-сегменте нужно еще очень много времени, считает генеральный директор PropTech Group Борис Хапачев. Компании должны выстраивать кооперацию, чтобы создать бесшовный процесс, удобный для всех — девелоперов, надзорных органов, госструктур, банков и жителей.
Ксения Зайцева, Никита Грачев
Подпишись на обновление рейтингов и аналитику
Все о трендах в IT-бизнесе на основе данных, полученных из первых рук.