Все больше родителей переводят детей на домашнее обучение: к этому их подталкивает недовольство традиционной школой и рост доверия к онлайн-формату. Это влияет на показатели крупнейших школ сегмента: их суммарная выручка достигла почти 5 млрд рублей, а ее динамика составила +70%.
Спрос на домашнее образование школьников растет со времен пандемии — она привела к вынужденной изоляции и необходимости учиться дистанционно. «Люди стали привыкать к онлайн-образованию и убедились, что обучение онлайн либо в гибридном формате тоже может быть эффективным и качественным», — считает Екатерина Латыпова, руководитель Домашней школы «Фоксфорда».
Релокация части россиян за рубеж после начала СВО и мобилизации также повысила спрос на хоумскулинг, рассказали участники рынка. Тогда родители переводили детей на домашнее обучение, прежде чем устроить их в очную школу по новому месту жительства.
К переходу на домашнее обучение подстегивает и качество образования в традиционных школах: по опросам ФОМ, 45% россиян считают качество школьного образования в стране средним и 25% — плохим. На выбор формата обучения влияет и психологическая обстановка в обычной школе — 57% детей сталкиваются с буллингом во время учебы.
Одним из главных факторов роста участники рынка называют сарафанное радио. «И как только родитель узнает от своего окружения, из рекламы или иногда от самих учителей о семейной форме обучения, он начинает глубже погружаться в эту тему, обсуждать с друзьями и родственниками, и работает эффект сарафанного радио», — комментирует Анастасия Коновалова, руководитель Домашнего лицея Skyeng. О том же эффекте сообщили в «Доме знаний»: хорошо работают личные рекомендации и реферальные программы, потому что людям важно отдавать детей учиться в проверенную школу.
Спрос на хоумскулинг растет. Об этом говорит увеличение выручки топ-10 школ для домашнего образования школьников: она выросла на 70% в 2023 году по сравнению с годом ранее и составила почти 5 млрд рублей, по оценке Smart Ranking.
Лидер рынка, «Фоксфорд», в 2023 году заработал на домашней онлайн-школе 2,1 млрд рублей — это на 75% больше, чем в 2022-м. Число учеников при этом выросло на 43% и составило 30 тысяч. У «ИнтернетУрока» выручка увеличилась на 18% и превысила 1 млрд рублей, а у «Онлайн-школы № 1» — на 128% и составила 925 млн.
Участники рынка считают, что сегмент домашнего обучения еще довольно молодой и только начинает активно развиваться. Конкуренция пока не достигла тех масштабов, которые существуют в детском дополнительном образовании и сегменте ДПО для взрослых. «Конкуренция увеличивается, но рост отдельных игроков идет пока еще не в формате “отобрать клиента у конкурента”. Сейчас сегмент [домашнего онлайн-образования] растет за счет новых пользователей, уходящих из обычных школ», — считает Ольга Перлина, директор по маркетингу в «ИнтернетУроке».
Подробнее о драйверах, барьерах и трендах рынка хоумскулинга читайте в исследовании Smart Ranking.
Подпишись на обновление рейтингов и аналитику
Все о трендах в IT-бизнесе на основе данных, полученных из первых рук.
Smart Ranking обновил рейтинг edtech-компаний Казахстана за 2023 год. По его результатам игроки из сегмента …
За границей российские edtech-компании показывают рост: во II квартале 2024 года их выручка увеличилась на …
В Skillbox, «Яндекс Практикуме» и «Специалисте» рассказали о росте спроса на курсы по менеджменту. Работодатели …
По данным крупнейшей платформы для инфобизнеса GetCourse, в I полугодии 2024 года доля повторных продаж …