Нехватка курьеров в России, которая сегодня составляет 200 тысяч человек, к концу года может увеличиться еще вполовину. Чтобы привлекать новый персонал и удерживать уже имеющийся, сервисы доставки поднимают зарплаты или ищут способы заменить курьеров. Это может сказаться на ценах доставки и ускорить внедрение роботов.
По данным сервиса «Работа.ру», количество курьерских вакансий в январе — феврале 2024 года относительно 2023-го выросло более чем на 30%. При этом нехватка курьеров составляет 200 тысяч человек, сообщил Александр Митюков, президент Ассоциации транспортно-логистических и почтово-курьерских компаний России. По прогнозам, в 2024 году дефицит продолжит расти и достигнет 300 тысяч человек. Удерживать кадры помогает рост зарплат: в 2023 году зарплата курьеров составила 91–94 тысячи рублей, в зависимости от региона проживания, показало исследование hh.ru. Так, среди рабочих специальностей курьеры оказались на втором месте по уровню зарплаты, уступив только водителям.
Острая нехватка доставщиков объясняется кадровым голодом, сокращением притока мигрантов, расширением географии сервисов доставки, а также ростом спроса на услуги foodtech-компаний.
Кроме того, дефицит курьеров увеличивается из-за высоких ожиданий от скорости доставки. По словам Константина Зимена, сооснователя сети доставки суши и роллов «Ёбидоёби», требования ко времени доставки продолжают расти. «Ожидаемая скорость доставки для потребителей — 40 минут и быстрее. Скорость доставки более 1,5 часа для Москвы и более 1 часа для Санкт-Петербурга и регионов воспринимается как недопустимо медленная и может быть причиной отказа от использования конкретного сервиса», — отметил он. По его словам, такой тренд на экономию времени особенно заметен в городах-миллионниках. Так, чтобы сервис оставался на плаву, время доставки в нем не должно превышать 45 минут. Для обеспечения такой скорости нужно большое количество персонала, в том числе курьеров.
В будущем дефицит может отразиться на стоимости доставки: компании могут отказаться от бесплатной доставки, а если услуга уже платная, то повысить ее стоимость.
Foodtech-компании вынуждены искать способы справиться с нехваткой персонала. Например, «Самокат» теперь предлагает покупателям вывозить продукты из дарксторов самостоятельно за 10%-ную скидку на покупки. Пока такая опция тестируется на территории Москвы. В «Яндекс Лавке» скидка на самовывоз уже действует для партнеров сервиса, но в будущем станет доступна и остальным покупателям.
Выходом для компаний, кроме введения функции самовывоза, может стать замена курьеров: так, «Яндекс» заявил о том, что увеличит парк роботов-доставщиков в два раза в 2024 году.
Подпишись на обновление рейтингов и аналитику
Все о трендах в IT-бизнесе на основе данных, полученных из первых рук.
Самыми крупными сегментами отечественного foodtech по-прежнему остаются компании по экспресс-доставке продуктов и сети FMCG. …
В этом году инвестиции в российский FoodTech упадут в 4 раза по сравнению с предыдущим …
Опрошенные компании ожидают ухода части игроков рынка foodtech и серьезного перераспределения рыночных долей …