Подписаться на наш канал в Telegram (откроется в новом окне)

Главные тренды российской экспресс-доставки

30 Декабрь 2022 года
FOODTECH
Главные тренды российской экспресс-доставки

Самыми крупными сегментами отечественного foodtech по-прежнему остаются компании по экспресс-доставке продуктов и сети FMCG. Агентство Smart Ranking узнало у игроков, представляющих эти направления, как они оценивают ситуацию на рынке и какие тренды считают наиболее значимыми  

Несмотря на замедление рынка, по итогам первой половины 2022 года все его сегменты показали рост год к году. Наибольшую долю занимают компании по экспресс-доставке продуктов и сети FMCG (учтены только онлайн-продажи) — на них приходится почти 70% общей выручки рейтинга, 107 млрд рублей и 118 млрд рублей соответственно. На третьем месте — маркетплейсы с 64,7 млрд рублей. 

Лидером рейтинга, а также сегмента экспресс-доставки стал «СберМаркет». Компания оказалась впереди по итогам 2021 года и сохранила темп в 2022-м в основном за счет развития сотрудничества с ретейлерами. К сервису подключилось более 7 тысяч магазинов «Магнит» по всей стране, также он расширил сотрудничество с «Лентой», запустив экспресс-доставку из супермаркетов. «Сейчас ретейлеры особенно заинтересованы в том, чтобы масштабировать свои онлайн-продажи», — говорит Сергей Катасонов, директор по развитию бизнеса в «СберМаркете».

Первое место среди ретейлеров, а также второе место в общем зачете занял «ВкусВилл». По данным Data Insight, в июне 2022 доля онлайн-продаж во «ВкусВилле» достигла 35%, оборот интернет-магазина вырос в два раза. В первом полугодии 2022-го он составил 36,6 млрд рублей. За этот период доставлено более 32 млн заказов, что на 99% больше, чем в аналогичный период прошлого года.

В компании уверены, что рынок по-прежнему выглядит благоприятно: курьеров много, спрос сохраняется, а ключевое влияние на темпы роста отрасли оказала сезонность. «Ежегодно летом продуктовый ретейл теряет в выручке, которая восстанавливается с приходом осени, когда покупатели возвращаются из летних отпусков», — считает Максим Сухиненко, управляющий доставкой «ВкусВилл».

На третьем месте рейтинга по итогам 2021 года оказался еще один актив Сбера и VK — «Самокат». Его выручка составила 37,3 млрд рублей. Тем не менее в первом полугодии 2022 года с небольшим отрывом его обошел Wildberries — лидер среди маркетплейсов. Компания не зафиксировала падение спроса во II квартале 2022 года по сравнению с первым. Продажи продуктов питания на Wildberries за этот период выросли на 114% год к году.

Самой быстрорастущей компанией топ-45 стала сеть «Магнит», которая в первом полугодии 2022 года увеличила выручку на 617% по отношению к тому же периоду прошлого года — в основном за счет низкой базы первого полугодия 2021 года. 

Пять ключевых трендов экспресс-доставки в 2022 году:

  • Теперь отрасль делает больший упор на экономическую эффективность и самоокупаемость — в противном случае сервису грозит закрытие. Unit-экономика — важнее роста, считает Денис Марфутин, руководитель дивизиона электронной торговли METRO.
  • Кроме того, по мнению эксперта, теперь еще больше востребованы выгодные предложения, промо и программы лояльности из-за падения покупательной способности. Клиент готов ждать доставку дольше — до 2 часов — при условии, что получит ее бесплатно.
  • Появится больше гибридных магазинов со специально выделенной зоной сборки заказов вместо отдельно стоящих дарксторов. Доставка из магазина, где расходы на аренду, электричество, персонал и пополнение товаров на полках распределяются и на розничные покупки, и на онлайн, — более выгодны экономически, чем отдельно стоящие маленькие дарксторы, которым не всегда легко получить достаточный объем заказов для эффекта масштаба. 
  • Параллельно ретейлеры ищут способы ускорить доставку как за счет коллабораций с крупными агрегаторами и маркетплейсами, так и при помощи других инструментов. «Мы внедрили технологию мультипикинга по всей стране (сборку нескольких заказов одновременно), чтобы еще быстрее собирать заказы, — поделились в «Ленте Онлайн». — Это уже позволяет нам работать на 30% быстрее. Для модели сборки с витрины, а не с выделенного даркстора и поддержания модели быстрой доставки это практический уникальный опыт на рынке e-grocery».
  • Также компании улучшают сервис для клиентов: внедряют выходной контроль после упаковки заказов, чтобы уменьшить количество возможных ошибок, добавляют возможность редактирования заказов после их создания и пр. 

Подпишись на обновление рейтингов и аналитику