Опрошенные компании ожидают ухода части игроков рынка foodtech и серьезного перераспределения рыночных долей в 2023 году. Действительно ли изменится расстановка сил и кто возглавит ТОП-50 лидеров отрасли.
В первой половине 2022 года выручка 50 крупнейших российских foodtech-компаний составила 327 млрд рублей — в два раза больше, чем сумма за тот же период прошлого года. По итогам года она могла бы превысить 800 млрд рублей, если бы рынок сохранил темпы роста с 2020 года. Тогда основным драйвером развития отрасли был тотальный локдаун, который выработал у людей привычку заказывать через интернет ресторанную еду, продукты и готовые рационы. Рынок также рос в 2021 году, однако мартовские события 2022 года — СВО на Украине и последующие экономические последствия — значительно повлияли на его будущее.
Бизнес в сфере доставки столкнулся с ростом цен на продукты и оборудование, оттоком инвестиций и падением трафика в связи с уходом Facebook и Instagram, которые принадлежат Meta, чья деятельность признана экстремистской и запрещена в России. Во II квартале 2022 года на результатах компаний также сказалась сезонность.
«Главный тренд связан с замедлением рынка, — отмечает Артур Зеленый, основатель холдинга Performance Group. — Если пару лет назад рынок рос на 50–60% в год и это считалось нормальными темпами, то в 2022 году прирост составит 20–25%. Это новые условия, к которым нужно приспосабливаться, лучше распределяя инвестиции и пересматривая планы».
Второй важный тренд — динамика индивидуального роста участников рынка будет еще более неравномерной, и не факт, что убыточные проекты выйдут в плюс в задуманные сроки. В этой связи опрошенные компании ожидают ухода части игроков и серьезного перераспределения рыночных долей в 2023 году.
Впрочем, сервисы начали перестраивать работу уже в первые месяцы после начала спецоперации, и самые заметные изменения произошли в сегментах экспресс-доставки. Так, например, «Самокат» с середины марта приостановил работу в 15 городах. Как сообщали «Ведомости», команда пытается «не жечь деньги», потому что дополнительных бюджетов акционеры сервиса ему не выделяют. X5 Group закрыла агрегатор сервисов доставки «Около». А Ozon fresh отказался от доставки продуктов за 15 минут — пилотный проект был запущен в конце 2021 года — в пользу формата 60–90 минут. Решение объяснили тем, что широкий ассортимент сложно разместить в мини-дарксторах, из которых везли продукты.
VK и Сбер продолжают делить «О2О Холдинг». В результате VK получил сервис доставки еды Delivery Club и SberFood (ранее — Foodplex, ООО «Фудплекс» — объединенная компания, включающая систему автоматизации ресторанов R_keeper, платформу SberFood, систему цифрового маркетинга Plazius Marketing Cloud, медиасервис «Афиша-Рестораны» и систему бронирования столов Smart Reserve). Затем VK обменял Delivery Club на «Новости» и «Дзен», принадлежащие «Яндексу». Таким образом, единственным foodtech-активом VK останется ООО «Фудплекс». Это один из крупнейших представителей сегмента «IT-технологии для HoReCa».
В свою очередь, «Яндекс» становится монополистом российского foodtech-рынка среди агрегаторов доставки готовой еды и продуктов. Корпорация объявила, что ранее конкурирующие сервисы, «Яндекс Еда» и Delivery Club, будут работать на единой технологической платформе. По оценкам экспертов, интеграция сервисов займет как минимум полгода.
Дальнейшая консолидация крупных игроков продолжится и в 2023 году, уверены участники рынка, а небольшим проектам придется адаптироваться в новых условиях, чтобы выжить.
«Меняйся или умри. Можно еще вспомнить лягушку и масло. Если ничего не делать, ничего не получится. Это единственная рабочая модель сегодня — много работать», — резюмируют в How to Eat.
Подпишись на обновление рейтингов и аналитику
Все о трендах в IT-бизнесе на основе данных, полученных из первых рук.