Общая выручка самого крупного сегмента рынка — телемедицины — в I квартале составила 3,1 млрд рублей, сократившись за квартал на 5,3%, но тем не менее увеличившись за год почти на 50%. Лидеры этого сегмента также являются лидерами рынка по выручке или росту — о них мы уже рассказали в предыдущей главе, в этой же подробнее расскажем о том, как растет один из самых многообещающих подсегментов рынка — mental health.
Телемедицина, а также связанные с ней ДМС как услуга и психотерапия, входящая в полные страховые пакеты большинства поставщиков, становятся для россиян обыденностью. В прошлом году 43% компаний добавили услуги психолога в пакеты ДМС или приобрели отдельно.
Спрос на психотерапию в России увеличился за год на 62% — пиковыми точками стали начало СВО и объявление частичной мобилизации. Главные игроки рынка — «Ясно», Alter, Zigmund.Online выросли за год на 70–90% с высокой базы. Но на рост психотерапевтических площадок влияют не только эмоциональные потрясения общества, но и глобальный тренд на mental health — к 2030 году мировой рынок заботы о ментальном здоровье составит около $538 млн.
Не менее важным фактором роста психотерапевтического рынка становится и грамотная маркетинговая стратегия игроков, построенная на психологическом просвещении и эдьютейнменте в социальных сетях. Так, общая аудитория «Ясно» по всем каналам составляет уже около 1 млн подписчиков — в формате длинных лекций, интервью и коротких анимационных клипов площадка рассказывает аудитории о том, как проходит лечение психологических расстройств, и выстраивает контентную воронку продаж.
Выручка «Ясно» в I квартале оказалась для компании выше планируемой. Частично это связано с тем, что у сервиса появились психотерапевты, консультации которых стоят дороже. «Ясно» не менял ценовую политику с момента своего основания в 2017 году: до недавнего времени одна сессия у любого специалиста стоила 2850 рублей. В 2023 году компания ввела систему «грейдов»: теперь клиент может выбрать психотерапевта, одна консультация которого стоит 2850, 3950 или 4950 рублей.
«Для того чтобы перестроить бизнес от “монопродукта” к “грейдовой” системе, нам потребовалось изменить финансовую структуру, систему учета, систему работы с комьюнити психотерапевтов и клиентами — это потребовало больших усилий, — рассказала операционный директор «Ясно» Анна Никулина.
Небольшое замедление роста в B2B наблюдали в I квартале на психологической платформе Alter. Тем не менее динамика спроса в B2B остается положительной.
«Вероятно, замедление связано с тем, что в минувшем году у многих компаний возник перерасход HR-бюджетов: были большие внеплановые траты на различные меры поддержки сотрудников – от релокации до психологической помощи, — объясняет СЕО Alter Рамиль Альшин. — Возможно, потому корпоративные клиенты осторожнее обращаются с бюджетами на этот год и держат их в резерве на случай форс-мажора».
Планомерно растет и выручка сервиса онлайн-психотерапии YouTalk. «Возникли новые вызовы в связи с инвестициями в конце прошлого года, — рассказывает Антон Самойлов, финансовый директор YouTalk. — Активно перестраиваем процессы в команде, развиваем IT-инфраструктуру, нанимаем сотрудников, в общем, готовим фундамент для достижения новых амбициозных целей и стараемся сделать это в соответствии с нашими миссией и ценностями».
BestDoctor из-за востребованности психологических консультаций тоже разработал отдельный сервис. Специальные алгоритмы подбирают человеку подходящего доктора, причем как для онлайн-терапии, так и для личных сессий. Услуги психотерапии предлагают в «СберЗдоровье» и «Доктисе», свой психотерапевтический сервис запускают и в «Доктор рядом». Теперь тяжелее найти на рынке телемедицины участников, у которых этой услуги нет.
По нашим прогнозам, в ближайшие 2 года психотерапия проникнет в корпоративную среду минимум 80% технологически развитых компаний и станет такой же нормой жизни для поколения миллениалов и зумеров, как походы в стоматологию. Более того, стоит ожидать технического развития самих платформ психотерапии — сейчас зачастую они представляют собой системы конфиденциальных чатов и видеоконференций со специалистами, а также блоговые площадки, которые игроки наполняют нативно продвигающим услуги контентом. В перспективе десятилетия на базе психотерапевтических платформ могут вырасти крупные комьюнити, объединяющие клиентов и терапевтов в единых экосистемах. Игрокам, вероятно, также стоит задуматься о том, чтобы включить в свои услуги приемы психиатров, о партнерствах с фармакологическими компаниями — комбинированная психотерапия помогает клиентам в том случае, когда без лекарств состояние меняется медленно, например в случаях пограничных расстройств. Психиатр и психотерапевт могут вести клиента параллельно, отслеживая его состояние и согласованно подбирая оптимальную стратегию лечения.
Материал явлется частью полного отчета по итогам российского medtech-рынка, в котором представлены обзоры всех сегментов отрасли и сильнейших игроков, тренды и прогнозы на 2023-й. Скачать полную версию отчета можно по этой ссылке.
Подпишись на обновление рейтингов и аналитику